Главная   Училище   История училища...
Официальный сайт Калужской епархии - Калужское духовное училище - История училища

История Калужского духовного училища

Что входит в понятие "Духовные школы"? Если задать этот вопрос даже воцерковленному человеку, то полученный ответ довольно скудный. Многие скажут, что для этого существует Духовная семинария, где учатся "на батюшек"; кто-то вспомнит и назовет Духовную академию. "А еще ведь Православная гимназия и воскресные школы", - скажете Вы и будете совершенно правы. Но, будьте уверены, найдется какая-нибудь благочестивая старушка, которая введет вас в немалое заблуждение своим ответом: "Знаешь, милок, а ведь слышала я, что в Калуге есть еще и женская семинария". И если Вы попробуете расспросить её поподробнее об этом, то Вам кратко изложат всю суть данного загадочного заведения: "Да там на матушек учатся!". И не пытайтесь узнать у неё что-то большее, а лучше наберитесь терпения и прочитайте эту статью.

Большую актуальность проблема женского образования получила в связи с реформами императора Александра II, коснувшимися и духовного сословия. "Приподнятое этими реформами сельское духовенство решило давать своим дочерям образование. Это решение особенно настойчиво стало проявляться после закона, запретившего духовенству сдавать места дочерям по наследству. Волей-неволей приходилось учить дочерей, чтобы они могли впоследствии своим трудом добывать себе средства для жизни. "В нашей епархии дело просвещения дочерей духовенства пришлось начинать козельскому диакону Федору Васильевичу Вырскому и его дочери Александре Федоровне Вырской", - такие слова звучали на торжественном собрании, посвященном 25-летию женского епархиального училища, которое отмечалось в 1905 году.

19 апреля 1878 года за №1184 последовал указ святейшего Синода на имя Его Высокопреосвященства Григория, Архиепископа Калужского и Боровского об открытии в Калуге епархиального женского училища. Калужская епархия объявила сбор пожертвований на строительство "образцовой школы" для детей духовного звания. На епархиальном Съезде была создана комиссия из 3-х человек: городского благочинного, священника Одигитриевской Церкви А. Воронцова, священника Казанского женского монастыря о. Димитрия Преображенского и отца Александра Волхонского для дальнейшей разработки этого вопроса. Они-то и подыскали здание бывшей парусиновой фабрики (ныне 9 школа-гимназия) для будущего епархиального женского училища, которое было куплено у купца Ерохина за 3500 рублей. Губернским инженером - архитектором Савельевым был составлен проект, образована строительная комиссия во главе со священником А. Воронцовым.

"24 сентября 1879 года, в первом часу пополудни, состоялось торжественное освящение дома женского епархиального училища, во главе с маститым Архипастырем Высокопреосвященнейшим Григорием, в присутствии всех начальствующих из города Калуги, многих почетных граждан и дам, при этом было сказано много речей. Приведем здесь необходимые выдержки из них. "Мы согласны с родителями всех детей, желаем, чтобы вы сделали детей сих благовоспитанными девицами, сделали такими, чтобы они могли потом собственными своими трудами благоустроить предстоящую им на земле жизнь как утешение их родителей, и чтобы могли по мере своих сил послужить ко благу обществу и Церкви, кои заботятся об их воспитании." ("Калужские Епархиальные Ведомости" №4 от 28 февраля 1903 года).

А спустя полтора месяца (10 ноября) после торжественного молебна перед началом учения, совершенного Его Высокопреосвященством Григорием, и напутственных речей, состоялось открытие училища.

Девочки учились в училище семь лет. Последний класс был педагогический. Изучались такие предметы, как педагогика, психология и другие. Выпускницы епархиального училища получали, в основном, назначение учительницами церковно-приходских школ, и места домашних учительниц.

Ярко повествуют о жизни училища воспоминания его выпускниц. Вот небольшие выдержки из этих воспоминаний.

"Здание Епархиального женского училища находилось напротив Богоявленской церкви. К нему примыкал небольшой двор, в который часто въезжали извозчики с продуктами, сюда же завозили запасы дров на зиму, стоявшие в штабелях вдоль внутреннего забора. Любители готовиться к экзаменам в одиночку забирались на эти штабеля и оставались совершенно одни.

Двор был огорожен только с трех сторон. В конце его забора не было. Здесь проходил крутой обрыв, поросший густыми зарослями чертополоха, крапивы и колючек. Но спуститься и покинуть двор с этой стороны никто не отваживался. А далее, под обрывом, находился женский монастырь".

"На первом этаже располагались раздевалка, учительская. На втором и третьем этажах - классы, библиотека и зал для торжественных сборов. На четвертом, а отчасти третьем, этажах находились спальни учащихся и домашняя церковь в честь св. великомученицы Екатерины, в которую утром и вечером нас водили молиться. Здесь же на четвертом этаже, где соблюдалась особая тишина, находилась комната начальницы училища и комнаты классных дам".

"Форма была строгой - шерстяное темно-зеленое платье и черный фартук (в торжественные дни - фартук белый)... Режим в училище был строгий. Нашей воспитательницей была классная дама. Под ее неустанным контролем проходил каждый наш день. Она поднимала нас утром в 7 часов, особенно тех, кто любил полежать и понежиться в постели. Вела она утреннюю молитву, а потом шла в столовую пить чай. Строго проверяла наши дневники".

"В 8 часов 40 минут звенел звонок, в 8-45 начало уроков с большой переменой в 12 часов, когда завтракали молоком и хлебом. Открывали окна дежурные по классу, следя за чистотой стенной доски и порядком в партах, перед каждым уроком дежурный читал молитву".

А вот еще несколько воспоминаний из дневника Александры Николаевны Авдеевой.

"Прозвенел звонок, открывается дверь - и входит Константин Эдуардович в длинном черном сюртуке, слегка потертом, но опрятном. Слегка сутулясь, он проходит к столу, и из-под высокого лба на нас смотрят задумчивые добрые-добрые глаза - Циолковский преподавал у нас математику и физику".

"В 2 часа кончались уроки и обед - обильный и разнообразный. Во главе стола восседала классная дама. Она наливала обед, раскладывала вторые блюда и следила за тем, кто как кушает. На кухне устанавливалось дежурство учениц старших классов."

"После обеда с 3-х до 5-ти вечера учениц под надзором двух воспитательниц водили гулять: младших до 4-го класса - во дворе, где можно было гулять свободно вокруг больницы, побегать в лапту, поговорить азбукой глухонемых через оконное стекло с подругами, "заключенными" в больнице. Старших, начиная с 4-го класса, парами, в ногу, прогуливали вокруг Николаевской мужской гимназии. Изредка 6-й и 7-й классы гуляли через каменный мост к загородному саду."

Чем занимались девочки вечером? "В половине пятого - чай. Время после чая до шести часов предоставляется в распоряжение учениц. Одни из них, более слабые, готовили уроки, другие читали рекомендованные книги, приготавливали материал для письменных работ, третьи занимались шитьем нового и починкой старого белья, вязанием, вышиванием, музыкой".

"В шесть часов вечера начинаются и продолжаются до 9-ти часов вечерние занятия под руководством и наблюдением воспитательниц. В 9 часов вечера ужин, в 9 часов 30 минут вечерняя молитва в училищной церкви. В 10 часов ученицы идут в спальни и под надзором дежурных воспитательниц укладываются спать".

Праздничные дни начинались с обедни в домовой церкви. На церковные службы в училище приходили посторонние - послушать стройный девичий хор, чтение псалмов и Апостола. Заканчивалась служба прикладыванием к кресту и праздничной иконе. От них надо было отходить по церкви чинно, сложив руки за поясом. Аккуратно, парами и выходили после службы, стесненные позой и взглядами посторонней публики - не дай Бог, семинаристы! Пройти надо было тихо, благоговейно: неуклюжие, смешливые, кокетливые горько расплачивались за неосторожность. Так поддерживалась дисциплина, и ученицы в своем поведении были всегда подтянуты, скромны и прилежны".

К 1918 году за 39 лет существования училище закончили около 2000 воспитанниц.

Последовавший за революцией период гонений на Церковь повлек за собой закрытие духовных школ и прекращение всякого духовного образования. КЕЖУ постигла участь всех духовно-образовательных учреждений того времени и, если бы не связанная с ним педагогическая деятельность К.Э. Циолковского, о его существовании было бы забыто.

Более 80-ти лет КЕЖУ напоминало о себе лишь фотографиями епархиалок на стендах музея Космонавтики, да мемориальной доской, установленной при входе в девятую школу.

Наступил 1994 год... 24-25 октября в помещении Казанского девичьего монастыря проходило очередное собрание клира и мирян Калужской Епархии и здесь поднимался вопрос об открытии в Калуге Епархиального женского училища, а спустя полтора года, 22 января 1996 года по благословению архиепископа Калужского и Боровского Климента состоялось его открытие. Знал ли об этом весь город, как в далеком 1879 году? Вряд ли, многие и сейчас не знают об его существовании, но, тем не менее, оно живет, приютившись в старинном дворянском особняке на ул. Дарвина под крылышком Казанского девичьего монастыря.

Примечательно, что первый день нового (а точнее, хорошо забытого старого) духовного учебного заведения начался так же как и в 1879 году с Божественной литургии в храме свт. Гурия Казанского и собеседования ректора училища протоиерея Иоанна Наумчика с воспитанницами.

В образовательные задачи вновь созданного учебного заведения входит не только получение педагогического образования, но также художественного (иконописного) и музыкального (регентского).

В преподавательский состав училища вошли клирики Калужской Епархии, имеющие высшее и неполное высшее духовное образование, а также приглашены преподаватели, имеющие высшее светское образование.

Программа обучения первоначально была рассчитана на 2 года, но с 1998 года решением учебного комитета училища программа была переведена на 3-х годичную систему обучения. В нее вошли следующие предметы - общеобразовательные: Библейская История Ветхого Завета, Священная История Нового Завета, Церковнославянский язык, История Русской Церкви, Общая Церковная История, Нравственное богословие, Литургика, Сектоведение, Сравнительное и Догматическое богословие, Основное богословие, Катехизис, Церковное пение; и специальные предметы по 3-м отделениям (катехизаторское, регентское, иконописное). Так, одних только специальных предметов у регентского отделения 12, преподаваемых на уровне музыкального училища.

До 2000 года воспитанницы проходили богослужебную практику и молились за богослужениями в храме в честь святителя Гурия Казанского, Казанского девичьего монастыря. С момента открытия Свято-Троицкого кафедрального собора богослужебная практика стала проходить здесь.

Воспитанницы регентского отделения ежедневно поют за богослужениями, при служебных поездках по Калужской епархии епископа Людиновского Георгия поют на клиросе.

Обучающиеся на иконописном отделении проходят летнюю практику в иконописных мастерских при Оптиной пустыни, а в качестве дипломных работ пишут иконы для иконостаса храма в честь Рождества Христова в г.Обнинске.

Катехизаторы приобретают опыт общения с детьми при работе в Воскресных школах при Свято-Троицком и Георгиевском соборах города, ведут уроки по предмету "Основы православной культуры" в Калужском машиностроительном техникуме и в трех общеобразовательных школах г. Калуги.

Все же вместе несут социальное служение в доме престарелых г. Калуги, детских домах, в 3-й и 4-й больницах города, в исправительной колонии для подростков, в санатории для детей инвалидов им.Павлика Морозова и "Калуга-бор".

С момента образования училища здесь действует библиотека, фонд которой постоянно пополняется - на сегодняшний день он насчитывает более трех тысяч экземпляров. В этом году положено начало созданию компьютерного класса.

В июне 1998 года состоялся 1-й выпуск учащихся, стены училища покинули первые 24 воспитанницы. Некоторые из них решили продолжить свое образование в духовных школах Санкт-Петербурга и Москвы. Так, одна из них, Горячева Татьяна, с отличием закончила регентскую школу при МДАиС, удостоившись высшей награды - золотого камертона.

Ставшая сейчас актуальной реформа духовного образования нашла свое отражение и в жизни Епархиального женского училища. В 2002 году оно, с благословения Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II было преобразовано в Калужское Духовное училище. Это дало возможность получения духовного образования по выше указанным специальностям не только лицам женского, но и мужского пола.

В настоящее время в училище обучаются 40 человек. Обучение проходит при полном пансионе и требует строгого соблюдения устава училища.

Учебный год заканчивается сессией, которая проходит с конца мая до середины июня. После окончания учебы воспитанники в течение месяца проходят педагогическую практику в Православном детском лагере "Златоуст".

В настоящее время выпускницы предыдущих выпусков училища трудятся на приходах Калужской, Московской, Челябинской, Брянской, Тульской, Краснодарской, Донецкой епархий.

 

Архив новостей

2024
Март
пн вт ср чт пн сб вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика