В Никольском монастыре прошла конференция, посвященная духовному наследию старца Иосифа Исихаста

В Никольском монастыре прошла конференция посвященная духовному наследию старца Иосифа Исихаста27 и 29 января, в Духовно-просветительском центре «София» при Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре проходила международная конференция «Духовное наследие Старца Иосифа Исихаста и его учеников и их влияние на современное Православие».

Первый день конференции, в субботу 27 января, был посвящен наследию Старца Иосифа Исихаста и двух его учеников — Старцу Иосифу Ватопедскому и Старцу Харалампию Дионисиатскому. Почетными гостями заседания конференции в этот день были епископ Тарский и Тюкалинский Савватий (Загребельный) и ученик Старца Харалампия — Старец кельи священномученника Харалампия схимонах Иларион.

Также гостями конференции стали игумении женских монастырей пяти митрополий, в большинстве вышедшие из Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря: игумения Анастасия (Мордмиллович), настоятельница Спасо-Воротынского женского монастыря (Калуга), игумения Антония (Кочубей), настоятельница Свято-Петропавловского женского монастыря (Хабаровск), игумения Нектария (Седова), настоятельница Свято-Серафимо-Покровского женского монастыря (Кемеровская Митрополия), игумения Михаила (Файзулина), настоятельница Елыкаевского Успенского женского монастыря (Кемеровская митрополия), игумения Макария (Семенова), настоятельница Вольского Владимирского женского монастыря (Саратовская Митрополия), игумения Руфина (Тарасенко), настоятельница Дальне-Давыдовского женского монастыря (Нижегородская Митрополия), игумения Феодосия (Бессонова), настоятельница Свято-Алесиевского женского монастыря (Саратов), игумения Виталия (Кочетова), настоятельница Свято-Успенской Феклиной пустыни (Сенино, Калужская Митрополия), игумения Параскева (Ляхова), настоятельница монастыря в честь Калужской иконы Божией Матери (Калуга), настоятельницы и старшие сестры подворий Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря, сестры разных монастырей, сопровождавшие своих игумений, священнослужители.

Конференции предшествовала совместная молитва за Божественной Литургией, освятившая этот день и начало конференции. После службы и торжественного обеда в Большой трапезной Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря, игумения Николая (Ильина), настоятельница монастыря, пригласила всех перейти в здание Духовно-просветительского центра «София», расположенного недалеко от обители.
Открыв конференцию, представив почетных гостей, игумения Николая (Ильина) рассказав о влиянии Старца Иосифа Исихаста и его учеников на современное афонское монашество и на современное Православие в целом, пожелала, чтобы нынешняя конференция стала достойным приношением Афонским Старцам, и передала слово епископу Тарскому и Тюкалинскому Савватию (Загребельному) для приветствия участников мероприятия. Епископ Савватий, напомнив евангельскую истину о том, что если двое или трое собраны во имя Христа, то и Христос посреди них, призвал быть особенном внимательными друг к другу и к своим словам, которые прозвучат на этой конференции. Владыка поделился своим личным опытом знакомства с книгами о Старце Иосифе Исихасте, привлек внимание к главной добродетели и главному плоду духовного делания в монашестве и в христианстве в целом – к любови, рассказав историю из опыта службы в армии. «Постоянно понуждать послушника делать против своей воли, делать «внатяг» своих сил ― это средство, благодаря которому афонские старцы направляли своих учеников к вершинам евангельской любви и самоотречения» ― так сформулировал епископ Савватий суть делания учеников Старца Иосифа Исихаста, напомнив святотеческое изречение о том, что «удовольствия ― это жало сатаны, а страдания ― семя будущего блаженства».

Игумения Николая (Ильина), как председатель конференции кратко сказала о значении книг Старца Иосифа Исихаста и его учеников в жизни Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря, представила видеофильм «Путешествие по местам молитвы и аскетических подвигов Старца Иосифа Исихаста», переведенный с греческого и озвученный сестрами обители. После видеофильма слово было передано монахине Михаиле (Осиповой), настоятельнице Успенского подворья Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря в с. Гремячево. Монахиня Михаила рассказала об истории знакомства сестер монастыря с книгами Старца Иосифа Исихаста и о нем, историю знакомства монастыря с учениками и наследниками блаженного Старца. Увидев божественное рвение молодого сестричества, ученики Старца Иосифа Исихаста старались поддержать его, щедро делясь советами и наставлениями. Исполнение устава, обязательное посещение богослужений, неукоснительное молитвенное правило, на которое отводится отдельное время, Иисусова молитва вслух во время исполнения послушаний – это общие принципы всех женских монастырей, основанных по образцу Черноостровской обители и ставших частью огромной семьи учеников и наследников Старца Иосифа Исихаста, воспринявших его духовное наследие. Возрожденные монастыри, при части которых есть детские приюты и пансионы, возрожденные души сестер и детей, горящие молитвой и Христовой любовью – это уже взошедшие ростки тех духовных семян, насеянных от этого афонского, святоотеческого, евангельского завета.

Конференцию продолжил небольшой греческий видеофильм про Старца Харалампия Дионисиатского, также переведенный и озвученный сестрами Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря, после которого с рассказом о приснопоминаемом Старце выступил его ученик схимонах Иларион, Старец кельи священномученника Харалампия в Новом скиту на Святой горе Афон. Напомнив старую афонскую присказку, что спасает не место (τόπος), а образ жизни (τρόπος), отец Иларион признался, что ощутил в здесь на конференции, посвященной памяти Иосифа Исихаста и его учеников и наследников духовное присутствие Старца Харалампия. Поделившись личными воспоминаниями о жизни в послушании у Старца Харалампия, старец Иларион подчеркнул важнейшие моменты его жизни: послушание, молитва, смирение. Именно любовь объединяет нас и делает учениками, братьями и сестрами во Христе. «Когда мы живем вместе, в киновии, ― напомнил Старец Иларион, ― составляем единую семью, у кого-то чего-то есть больше, у кого-то меньше, мы все вместе радуемся и вместе страдаем, не у всех есть призвание к умной молитве, но все призваны к святости, и спасаться должны все вместе».

После доклада отца Илариона, Игумения Николая представила еще один короткометражный видеофильм «В память вечную нашего старца Иосифа Ватопедского», созданный братией монастыря Ватопед, также переведенный и озвученный сестрами Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря. После фильма настоятельница Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря представила доклад, основанный на уникальных документах, несущих память об общении со Старцем Иосифом Ватопедским, о его благословениях для игумении и сестер Черноостровской обители. Доклад сопровождался показом фотографий из монастырского архива, запечатлевшими приезды духовных «внуков» Старца Иосифа Исихаста, чад Иосифа Ватопедского и других его учеников в Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь, а также писем от Старца.

«Сердечная молитва приходит после долгой борьбы, ― писал Старец Иосиф в своих письмах к сестрам Свято-Никольского монастыря, ―она придет в правильный момент. Вы все должны жить как истинные монахини, так как вы и жили до сих пор, именно поэтому Господь и посылает вам столько благословений». Все эти слова перекликались с наставлениями и русского Старца монастыря, которым на тот момент был схиархимандрит Михаил (Балаев), насельника Троице-Сергиевой Лавры, который также благословил начало этой духовной связи, повторяли их, порой почти теми же словами... Все это говорит о целостности и нераздельности нашего Православного Святоотеческого Предания, напоминая, что старцы русские и греческие ―это выразители того же Слова Христова и Духа Божия.

Заключал конференцию доклад игумении Анастасии (Мордмиллович), настоятельницы Спасо-Воротынского монастыря (Калуга), рассказывавший о практических аспектах афонского и святоотеческого Предания о хранении ума и воспитании православного мышления. Надо сказать, что сегодня это учение, бывшее когда-то достоянием православного народа, вновь начинает выходить за рамки теории монашеской жизни, благодаря популяризаторским трудам Старцев Глинской пустыни, постаравшихся донести его до простого народа в приложении к воспитанию детей и практике семейных отношений. Правильное отношение к своим мыслям, управление вниманием, умение с рассуждением относиться в своему внутреннему состоянию, преодолевать негативные эмоции, недобрые помыслы, навязчивые состояния ― это все можно было бы назвать святоотеческой психологией. Это учение основано на достижениях той борьбы, которую «на передовой» вели Святые Преподобные Отцы в своем умном делании, и которая в своих самых простых приемах и правилах доступна всем христианам, способным призывать святое Имя Христово, уповающих на Бога и желающих сохранять себя от греха и идти ко спасению.

Вторая часть конференции, продолжившаяся в понедельник 29 января круглым столом, посвященным наследию еще одного ученика Иосифа Исихаста, Старца Ефрема Филофейского (Аризонского), также оставившего след в истории Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря. Почетными гостями конференции в этот день стали епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий (Федоров) и схиархимандрит Антипа, старец келлии святой праведной Анны в Карее на Святой горе Афон.

И этот день работы конференции начался с благословения Божественной Литургии, которую возглавил епископ Гурий в сослужении со штатными клириками монастыря и афонитом Старцем Антипой, ставшим уже другом Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря. После Божественной Литургии, праздничного обеда и очень краткого концерта воспитанниц пансиона «Отрада», исполнивших в заключении песню «Наша вера Православна» на стихи святителя Николая Сербского, участники конференции перешли в большой конференц-зал Духовно-просветительского центра «София».

Представив почетных гостей этого дня конференции, Игумения Николая (Ильина) передала слово для приветствия епископу Гурию. Владыка, сопровождавший делегацию педагогов в паломнической поездке по Калужской Митрополии, признался, что его порадовала возможность по случаю принять участие в подобном образовательном мероприятии для монашествующих, которые подобно учителям, педагогам всю жизнь должны учиться и постоянно подтверждать свою монашескую «квалификацию». Также епископ Арсеньевский напомнил о важной черте афонского монашеского послушания ―почитание своего Старца, поделившись воспоминаниями о своем духовном отце ― недавно почившем архимандрите Венедикте (Пенькова), наместнике Свято-Введенской Оптиной пустыни, куда делегация под его руководством должна была отправиться после конференции.

После приветственного слова епископа Гурия и краткого вводного слова Игумении Николаи (Ильиной), напомнившей гостям и участникам конференции о содержании выступлений предыдущего дня конференции, был показан видеофильм о Старце Ефреме Филофейском (Аризонском). После этого взял слово схиархимандрит Антипа, Старец келлии святой праведной Анны в Карее на Афоне, лично знавший многих из учеников и наследников Старца Иосифа Исихаста.

Напомнив о евангельской и апостольской заповеди «за все благодарите», отец Антипа выразил благодарность игумении Николаи за возможность вновь посетить Свято-Никольский Черноостровский монастырь и принять участие в нынешнем мероприятии. Также Старец Антипа поздравил игумению Николаю с таким большим делом, как создание Духовно-просветительского центра «София», выразив уверенность, что данное здание послужит большой пользе наших ближних и христиан всего мира, так как в нем теперь постоянно будет звучать Слово Божие и София-Премудрость Божия.

Отец Антипа признался, что никогда сам лично не видел Старца Иосифа Исихаста, и щедро поделился своем опытом общения со старцами Ефремом Катунакским, старцем Иосифом Ватопедским, часто приглашавшего его петь на престольных праздниках-панигирах, со старцем Харалампием Дионисиатским, а также со Старцем Ефремом Филофейским, ставшим первым среди наследников блаженного старца Иосифа Исихаста по количеству совершенных монашеских постригов, по количеству окормляемых и вновь созданных монастырей в разных странах мира. Также Старец Антипа поделился фотографиями своего последнего визита в Аризонский монастырь преподобного Антония для общения со Старцем Ефремом. Рассказ схиархимандрита Антипы об этом многоценном опыте духовных наставлений и общения настолько широк и значим, что, вероятно, заслуживает отдельной публикации.

В заключение схиархимандрит Антипа рассказал о своем опыте общения с оптинским наместником, о его духе ненасытного ученичества, упомянув, что он, подобно апостолу Павлу, носит всех своих чад, и всю братию своего монастыря в своем сердце. Во время паломнических поездок в Оптину пустынь отец Антипа останавливался в Иоанно-Предтеченском скиту, и архимандрит Венедикт часами беседовал с ним, во всех подробностях стараясь узнать об афонском опыте в таких духовных вопросах, как молитва, духовничество, организация монастырской жизни, в том числе откровение помыслов. Старец рассказал, что его удивило, что во время ответных визитов на Афон отцов из оптинской братии они признавались, что эти беседы приносили богатые плоды, так как отец наместник реализовал на практике все данные ему советы.

Следующим выступлением, представленным на круглом столе, посвященный наследию Старца Ефрема Филофейского, был доклад игумении Николае (Ильиной) о монастыре преподобного Паисия Величковского в Америке, Аризоне, чья настоятельница игумения Михаила одновременно является духовной дочерью самой игумении Николаи, и который в настоящее время окормляется старцем Ефремом и духовниками из его братии. Игумения Николая показала фотографии из монастырского архива о приездах в Россию игумении Михаилы и сестер этого монастыря, а также фото из писем из Калифорнии, где ранее находился этот монастырь и из Аризоны, показывающие, как посреди пустыни вырос прекрасный сад со множеством оливок и гранатовых деревьев, были возведены храмы и корпуса, как налаживалась духовная жизнь. Также игумения Николая зачитала два письма от Старца Ефрема Филофейского, адресованного ей с пожеланиями и благословениями для сестер монастыря и девочек приюта «Отрада.

Следующий доклад Екатерины Маленченко, преподавателя Православной гимназии при Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре «Значение монастырей, основанных Старцем Ефремом в Америке: Впечатления паломницы от посещения монастырей преподобного Антония Великого и преподобного Паисия Величковского в Аризоне», проиллюстрированный видеофильмом, рассказывающим о недельном паломническом пребывании в этих монастырях в сентябре 2017 года. Сестры встретили гостью из Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря с большой любовью, показали свою жизнь, корпуса, трапезные, сестринские и паломнические кельи, святыни, часовни и храмы своего монастыря, монастырские сады, кладбище. И сама Екатерина, будучи в монастыре лишь паломницей на личном опыте убедилась в значимости послушания хотя бы целях сохранения личной безопасности – когда вокруг гремучие змеи, скорпионы и прочие опасности.

Ход конференции, выступления докладчиков, внимание слушателей показали неугасающий интерес монашествующих к афонским традициям, и к наследию Старца Иосифа Исихаста и его учеников в частности, что говорит о горении духа и ревности по Богу православного народа и монашествующих нашей страны, что дает надежду и вдохновляет на молитву и дальнейшие труды в своих монастырях как организаторов конференции, так и его участников.

На следующий день после конференции при содействии монастыря для схиархимандрита была организована экскурсия в Звездный городок, где ему удалось побывать в кабине космического корабля, отведать космической пищи и пообщаться с космонавтами.

Архив новостей

2024
Март
пн вт ср чт пн сб вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика