Главная   Новости   Епархиальные новости   Митрополит   Проповеди   Митрополит Калужск...
Митрополит Калужский и Боровский Климент, проповедь в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом

Митрополит Калужский и Боровский Климент, проповедь в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепомВ период библейской истории до разрушения Иерусалимского храма каждый год в праздник кущей при большом стечении народа с великим ликованием совершался обряд возлияния воды из этого источника на храмовый жертвенник – в воспоминание пророчества Исаии «в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Ис. 12, 3).

Митрополит Калужский и Боровский Климент, проповедь в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепомМитрополит Калужский и Боровский Климент, проповедь в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом

В юго-восточной части старого Иерусалима есть древний водоем, с которым связаны многие библейские образы, – Силоамская купель. Вода в него поступает из источника по туннелю, пробитому еще во времена иудейского царя Езикии.

В период библейской истории до разрушения Иерусалимского храма каждый год в праздник кущей при большом стечении народа с великим ликованием совершался обряд возлияния воды из этого источника на храмовый жертвенник – в воспоминание пророчества Исаии «в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Ис. 12, 3).

Иерусалим всегда испытывал недостачу питьевой воды, и стоимость ее была высокая. Но в праздник кущей каждый пришедший в город мог вдоволь напиться из Силоамского источника. Именно в этот день Христос возгласил: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой!» (Ин. 7, 37–38). Евангелист Иоанн отмечает: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7, 39).

Блаженный Феофилакт Болгарский, поясняя пророческий смысл тихо текущих вод Силоама, указывает, что источник прообразовал Христа и приходящее через Него Царство Божие.

Человечество испокон веков мечтает о бурных преобразованиях, которые помогли бы ему преодолеть болезни, войны, разделения, голод, эпидемии, но не таково Царство, проповеданное Христом: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 20–21). Оно доступно только тем, кто откликается на зов Христов: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 28–29).

Смиренным предстает перед нами и Сам Спаситель мира, исцеляя слепорожденного. В церковной традиции (см.: Синаксарь – собрание исторических сведений о празднике) существует предание, что этот человек не имел сформированных органов зрения. Ученики спешат обличить чужой грех, вопрошая Христа: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9, 2). Господь же, показывая им, что они не видят своих грехов, но ищут грехи других, говорит: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9, 3), и, милосердуя к нему, творит из бренной земли очи слепому: «Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам... Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин. 9, 6–7).

Совершая исцеление, Господь употребил тот же способ, каким был создан и первый человек. Он даровал слепорожденному способность видеть, используя брение из земли и показывая, что так же был сотворен и Адам. Представьте себе, как счастлив был этот человек, внезапно увидевший весь окружающий мир, все его разнообразие и красоту! Через зрение человек получает 80–90% информации. Но Господь не хочет нас неволить и не исцеляет нашу душу от грехов насильно. «Человек должен сам вернуть ясность взору своих духовных очей», – говорит святитель Игнатий Брянчанинов. А это возможно только для тех, кто очистил свое сердце от страстей. Вспомним Нагорную проповедь: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8).

Прозревший слепец, явив подлинную жажду правды (см. Мф. 5, 6), обличил горделивое упрямство законников: «Если бы Он (Христос) не был от Бога, не мог бы творить ничего». За это он был осужден на сонмище: «Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?» (Ин. 9, 33, 34), и выгнан вон.

Иисус, услышав, что исцеленного выгнали, находит его и спрашивает: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» (Ин. 9, 35). Так и каждого из нас Христос спрашивает о нашей вере, только мы не видим и не слышим Его, не замечаем действия Божественного Промысла в нашей жизни. Почему же? Потому, что Бог дает Себя узреть только тем, кто ищет Его всем сердцем: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14, 21).

Да пошлет нам Господь силы ответить на Его призыв подобно евангельскому слепорожденному: «Верую, Господи!»

Архив новостей

2024
Март
пн вт ср чт пн сб вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Последние новости

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика