Главная   Новости   Новости за 2018 год:   Представитель Калу...

Новостная хроника Калужской епархии:

Представитель Калужской епархии выступил на круглом столе: «Девиантное поведение детей в школе: проблемы общества, семьи или школы?»

Представитель Калужской епархии выступил на круглом столе: «Девиантное поведение детей в школе: проблемы общества, семьи или школы?»По мнению министра образования и науки Калужской области Александра Аникеева, до трети детей нуждаются в коррекционное образовании и воспитании, в той или иной форме проявляя в школе девиантное, то есть отклоняющееся от привычного, поведение.

Об этом глава ведомства заявил на круглом столе, посвящённом обсуждению проблемы. В разговоре участвовали педагоги, психологи, представители правоохранительных органов и Калужской епархии, а также уполномоченный по правам ребёнка в Калужской области Ольга Коробова.

Под детской девиацией подразумевался самый широкий аспект понятия – от необычных причёсок и нежелания их менять до проявления агрессии к сверстникам и взрослым.

Сейчас школьная девиация перерастает в проблему общественную, но не всегда общество готово её решать. А школа нуждается именно во взаимопонимании, в сотрудничестве с семьёй, с психологами, с органами, занимающимися профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних, - рассказал Александр Аникеев главную цель проведения круглого стола на тему «Девиантное поведение детей в школе: проблемы общества, семьи или школы?».

Высказывая своё видение ситуации, учителя не раз говорили: педагог, замечая у ребёнка отклонения, сталкивается с нежеланием, отрицанием у родителей видеть проблему и, соответственно, решать её.

Несовершенно и законодательство. Например, работа школьного психолога с ребёнком возможна только с разрешения родителя, а папа и мама уверены – с их чадом всё хорошо. Получить заключение психолого-медико-педагогической комиссии для возможного составления индивидуальной коррекционной программы – опять же, если родитель пожелает.

По мнению психологов, девиантное поведение – это дефицит внимания, который испытывают дети и подростки, как в семье, так и в школе. И стремление эпатировать, не послушаться, использовать в речи нецензурную лексику, шокировать – это заявить о себе.

В аппарат уполномоченного по правам ребёнка поступает много заявлений от родителей с жалобами и просьбами помочь разобраться. Думаю, для пап и мам необходимо проводить вебинары по возрастной психологии, чтобы они имели представление, как разговаривать с ребёнком в разном возрасте, на что обращать внимание, - предложила детский омбудсмен Ольга Коробова.

Она также высказала мысль о необходимости создавать в школах места, где дети могли бы чувствовать себя свободно, без оглядки на взрослых. В качестве примера Ольга Коробова привела ушедшие в прошлое пионерские комнаты, где во время «окна» между уроками можно было пообщаться, поиграть, заняться полезным делом.

Ответить на заявленный вопрос «Девиантное поведение детей в школе: проблемы общества, семьи или школы?» за одну встречу не удалось. Поэтому решено собраться ещё раз, чтобы выработать конкретные механизмы изменения ситуации в лучшую сторону.

Иерей Игорь Горня, руководитель епархиального Отдела по религиозному образованию и катехизации зачитал доклад епископа Тарусского Серафима, викария Калужской епархии «Духовно-нравственные ценности как условие развития подростковой среды» участникам заседания круглого стола:

Актуальность обсуждаемой темы очевидна даже и без обращения к официальной статистике, потому что в различных обстоятельствах мы всё чаще сталкиваемся с той или иной формой девиантного поведения детей, подростков и молодежи. Отклоняющееся поведение детей уже стало проблемой не только для педагогики, психологии и медицины, но и для общества в целом. Однако общество лишь только начинает осознавать всю сложность ситуации. Задача Русской Православной Церкви актуализировать Евангельское послание для разрешения этой ситуации. Церковь призвана помогать подрастающему поколению разделять добро и зло, нравственность и порок, учиться в своей жизни стоять в добре и отвергать порок. Церковь помогает людям видеть нравственный идеал и стремиться к нему, свободно обретать в своей жизни Христа.

Думаю, не случайно тема очередных XXVII Международных Рождественских образовательных чтений, которые включают и Парламентские Рождественские встречи, звучит как прямой призыв: «Молодежь – путь к Богу!». Вспомним слова св. праведного Иоанна Кронштадского, который сказал: «Без Христа суетно всё образование».
Дорогие друзья! В предложенной мне теме выступления есть два ключевых аксиологических понятия – нравственность и духовность. О них предлагаю поразмыслить с христианской позиции. Для чего это необходимо? Чтобы адекватно воспринять новую реальность в системе образования Калужской области, которая может быть использована как богатейший нравственный ресурс в воспитательной деятельности, в том числе и для профилактики отклоняющегося поведения. Речь идет о том, что на протяжении пяти лет наблюдается стабильно высокая доля выбора родителями четвероклассников модуля «Основы православной культуры». Но вовлекается ли в это новое содержание педагогическое окружение школьника. Ну хотя бы частично. Почему не все? Потому что каждый педагог укрепляется в традиции своим личным религиозным опытом. А это не всем даётся сразу. Однако желательно организовать в школах, то есть, на местах, погружение в новое содержание в первую очередь классных руководителей, а также и других учителей. Ведь учитель-профессионал всегда из нравственно насыщенного образовательного материала сможет извлечь воспитательный эффект. Это и будет так ожидаемой нравственной профилактикой девиантного поведения.
Из моих периодических встреч с учителями на курсах повышения квалификации, а также посещений открытых уроков в тех школах, куда меня приглашают, или я сопровождаю митрополита Климента, напрашивается один вывод. Значение и роль «Основ православной культуры» как систематического многолетнего курса и как модуля, а также предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и комплексного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» пока ещё не осмыслены педагогическим сообществом. Лишь отдельные педагоги видят новый ценностно-смысловой воспитательный и развивающий ресурс с уникальным историческим, культурологическим содержанием. Вот почему необходимо вникнуть в подлинный смысл хотя бы основных двух понятий этих новых предметных областей: духовность и нравственность.
Мне неоднократно приходилось слышать от разных категорий педагогических работников, что понятие «духовность» не обязательно относится к религии, что характеристиками духовности может быть культурность, образованность, нравственное совершенство. Однако это не так. Исторически понятие «духовность» возникло из религии, поэтому имеет религиозное содержание. Об этом можете прочитать у известного отечественного ученого историка, профессора МГУ им. Ломоносова Сергея Вячеславовича Перевезенцева. Цитирую: «Понятие «духовность» — сложное даже в его традиционном, христианском понимании, ибо связано с таинством происхождения боговдохновленной в человека души, как вместилища образа Божиего... Духовность в традиционном христианском понимании — причастность человека Духу Святому, мера приближения человека к Богу, благодать Святого Духа. Духовные люди, по апостолу Павлу, — «водимые Святым Духом» или, по св. Григорию Паламе, — «новые люди, возрожденные благодатью Всесвятого Духа». Подобное понимание духовности находим у Н.А. Бердяева: «Духовность есть богочеловеческое состояние. Человек в духовной своей глубине соприкасается с Божественным и из Божественного источника получает поддержку... Очень важно еще понять, что духовность совсем не противополагается душе и телу, она овладевает ими и преображает их. Дух есть прежде всего освобождающая и преображающая сила». Духовность — основа веры, ибо духовный человек не сомневается ни в бытии Божием, ни в своей вере. В свою очередь, важнейший показатель духовности человека и общества в целом — наполненность искренней верой, т.е. искреннее стремление к уподоблению Христу, к постижению образа Божиего, к духовному преображению». Еще раз подчеркну: вне религии духовность не определяется. И как мною уже было сказано, ученые установили, что гораздо позднее этому понятию стали придавать не свойственные ему характеристики – культурность, образованность, нравственное совершенство.
В размышлении о понятии «нравственность» обратимся к анализу понятия, прозвучавшему из уст Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Его Святейшество обращает наше с вами внимание, что в трактовке нравственности в новейшем философском словаре содержится следующее: «мораль (нравственность) как совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений». А далее приводится достаточно большое определение, которое сводится к тому, что «нравственная регуляция осуществляется посредством ориентации людей на гуманные, добрые, честные, благородные, справедливые отношения, т.е. через то, что принято называть моральными ценностями». Как вы думаете, дорогие друзья, для чего на первом месте поставлено слово «гуманные»? Ведь это понятие означает «обращенные к человеку».
Послушайте, как Его Святейшество это поясняет: «... здесь происходит некая подмена понятий: данная Богом человеку свобода делать нравственный выбор между добром и злом воспринимается уже не как средство свободного обретения любви к Тому, Кто даровал эту свободу, а сама свобода из средства становится целью и возводится в абсолют. Становится самостоятельной ценностью высшего порядка, ради которой можно приносить в жертву другие ценности, в том числе ценности духовной культуры, нравственные нормы, веками формировавшиеся национальные и культурные традиции».
Возникает вполне закономерный вопрос: так к чему же приводит такая подмена? Его Святейшество поясняет: «Если раньше говорили, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого, то в настоящее время свобода тех, кто хочет жить и воспитывать детей в соответствии со своими традиционными религиозными нормами нередко попирается сторонниками так называемых либеральных ценностей, утверждающих, что абсолютной ценностью является свобода, а все остальное – вторично. Всё чаще звучат призывы к пересмотру нравственных ценностей, в том числе имеющих Евангельское основание, и даже к полному отказу от них».
Если обратить наши взоры на зарубежные страны, то мы с вами видим следующую печальную картину. Не взирая на то, что многие люди не разделяют такой подход, считают его ошибочным, тупиковым, есть государства, которые принимают законы, вступающие в противоречие с основополагающими нравственными постулатами.
Можно и на примерах показать. Есть страны, где должностное лицо может потерять свое место за отказ зарегистрировать однополый «брак». Есть страны, в которых традиционные христианские семьи вынуждены в официальных документах отказаться от слов «отец» и «мать», потому что закон требует для однополых партнеров именовать «родитель № 1» и «родитель № 2». Есть страны, в которых любой человек может лишиться работы только за то, что открыто выскажет свое осуждение содомского греха или даже публично прочитает соответствующий текст из Библии. Создается опасная коллизия между нравственными принципами, которых человек придерживается, и практикой, которую он должен как гражданин исполнять. Вот здесь и важен внутренний голос, который мы именуем совестью.
И разве нет у нас классических педагогических отечественных идей для современной педагогической работы с совестью, с пробуждением её, чтобы помочь подростку, который склонен к агрессии, пристрастился к спиртному, увидеть себя и свой порок и с решимостью вступить в борьбу? Вспомните труды Василия Александровича Сухомлинского, который даже в период безбожной власти умел это делать.
Мне известен и наш успешный опыт педагогической поддержки ребенка в решении его проблем в школе, где много лет функционирует институт классных воспитателей. Эта школа в Боровском районе, близко к монастырю расположена. Знаю, что в этой школе многие годы проводила семинар будучи старшим научным сотрудником одного из институтов Российской академии образования, а ныне мой заместитель Тамара Викторовна Анохина. В этой же школе много лет систематически дети изучают курс ОПК по программе Аллы Валентиновны Бородиной. Знаю, что в этой школе нет тенденции увеличения девиантного поведения детей. Там педагоги умеют работать с проблемами детей. Почему не обратиться к этому опыту? Предлагаю директору КГИРО Марине Викторовне Чеченковой подумать о наборе группы классных руководителей для повышения их квалификации на базе Миссионерско-просветительского центра Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, чтобы на месте увидеть своими глазами как осуществляется работа с проблемами детей – то есть педагогическая поддержка ребенка, в том числе как профилактика девиантного поведения. Можно и для учителей ОПК запланировать занятия в этой школе. В 2012 году практически все педагоги школы повышали свою квалификации по этой перспективной технологии.
Уважаемые участники заседания! Его организаторы обращаются к нам с вопросом: «Девиантное поведение детей в школе. Чья это проблема? Общества, семьи или школы?» На мой взгляд, это проблема ребенка. И мы взрослые не можем его оставить в беде. Причины детской беды зачастую обусловлены отхождением от абсолютных норм, скатыванием человечества в бездну, с усилением тенденции расчеловечивания – с «антропологической катастрофой». В этом смысле проблемы поведения детей коренятся не только в личности самого ребенка, его характере, эмоциональной-волевой сфере, но и в его родителях, в учителях и воспитателях, в агрессивном окружающем социуме, в огромном потоке информации из телефона, планшета, компьютера, телевизора, которую детская психика не в состоянии переработать. В связи с этими источниками детской проблемности выскажу свою позицию по семье. Роль семьи не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами общества. Именно в семье ребёнок учится слушать, слышать, понимать и распознавать добро и зло, учится в поведении следовать нормам нравственности и морали. Вспомним строчки из стихотворения «Крошка сын к отцу пришел и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?». А ещё вспомним пословицу: «Ребенок учится тому, что у него в дому». Так вот Церковь поддерживает положение, что Федеральный государственный стандарт предусматривает равную ответственность за образование и воспитание не только школы, но и родителей. Если родители сразу не воспитали у своих детей культурных привычек или навыков трудолюбия и аккуратности, то позже эти привычки прививать будет гораздо труднее. Естественно, что ошибки семейного воспитания провоцируют процесс развития девиантного поведения.
Задачей всех участников образовательных отношений становится формирование и развитие подростковой среды, насыщенной духовно-нравственными ценностями, потому что их присвоение детьми можно назвать «подушкой личностной безопасности» в ситуации всё возрастающих рисков и вызовов. О каких ценностях и нормативных правилах идет речь? Всем известные Божьи заповеди не перечисляю. Приведу перечень ценностей из Стратегии национальной безопасности РФ. Цитата: «К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины» (п.78).
Таким образом, краткие размышления о духовности и нравственности в подлинном их понимании, о существующих в обществе подменах, а также о аксиологической компоненте национальной безопасности России дают возможность всем участникам нашего заседания принять их во внимание. Надеюсь, что учителям, особенно классным руководителям, и тем, кто преподает ОПК, эти размышления помогут позаботиться о насыщении духовно-нравственными ценностями подростковой среды класса, школы, чтобы в определенной степени снизить тенденцию девиантного поведения детей в школе.
Мною специально не приводится опыт приходской работы священников с детьми с отклоняющимся поведением, опыт работы учителей и духовников Православных гимназий и воскресных школ, потому что это может стать темой отдельного выступления на последующих дискуссионных площадках.
Дорогие друзья! Сегодня Церковь вспоминает священномученика Гермогена, Патриарха Московского. Четыре столетия назад он своими речами и посланиями пробудил совесть нашего народа. Князь Пожарский и Кузьма Минин сумели собрать ополчение из патриотически настроенных людей. Свершился великий всенародный подвиг. Господь приклонил Свою милость к нашему народу, который верил в нерушимость нравственного Евангельского идеала, и страна обрела свободу и независимость.
Призываю помощь Господа и Царицы Небесной всем нам в подражании нашим святым твердо отстаивать Евангельское послание, и конструктивно обсудить актуальную тему.

 

По материалам сайта nikatv.ru

 

 

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика