Главная   Новости   Новости за 2021 год:   «Церковь в меняюще...

Новостная хроника Калужской епархии:

«Церковь в меняющемся мире современных технологий»

«Церковь в меняющемся мире современных технологий» (протодиакон Сергий Комаров)

Церковь и современное информационное пространство.

Что такое информационное пространство – это сфера или зона, где происходит не только распространение информации, но и ее потребление. Это – пространство, в котором при помощи современных средств коммуникации, минуя политические границы, осуществляется общение между людьми. С помощью рекламы продвигаются товары на рынке, с помощью популярных изданий и программ формируются вкусы и привязанности миллионов людей. С помощью информационных блокад и информационных войн свергаются политические режимы.

Церковь на себе тоже ощущает информационные удары. Слово церковной проповеди несовместимо с концепцией большинства популярных изданий, в которых информация, материалы о Церкви размещаются где-то в «задворках». И простое увеличение объема информации о церковной жизни в этих СМИ ничего хорошего не приносит. С другой стороны, сегодня стало обыденным повальное обличение, смакование скандалов и "жареных" фактов.

В большинстве случаев СМИ представляют Церковь официозной: возложение цветов, молебны с участием высокопоставленных чиновников. Церковь в представлении некоторых журналистов всего лишь сакральное и культовое место для удовлетворения индивидуальных религиозных потребности верующих, которые мыслят какими-то странными категориями Средневековья.

Стремительное развитие информационных технологий побуждает многих верующих людей задаваться тревожным вопросом: насколько позволительно и возможно Церкви использовать новейшие информационные и коммуникационные технологии? Если задуматься, сами по себе достижения современной цивилизации нравственно нейтральны. Оружием добра или зла они становятся в руках людей: в руках добрых людей служат распространению истины, в руках злых людей - греха и порока. Возможности Церкви в информационном пространстве должны быть направлены к единственной цели – к Ее спасительной миссии – благовестию. Используя информационное пространство, Церковь должна достичь тех целей, которые хотела бы достигнуть: чтобы смягчились человеческие сердца, чтобы люди творили больше добра, правды, милости, чтобы изменились к лучшему общественные отношения, чтобы понизился уровень конфронтации в обществе, повысилась ответственность людей за свои собственные поступки.

В преддверии фестиваля православной журналистики «Вера и Слово» в Москве и в период, когда я вел спецкурс в Калужской духовной семинарии «Православная журналистика», возвращался к вопросу, а что значит православный журналист, религиозная журналистика, каким должно быть присутствие церкви в СМИ, как вообще вера соотносится с информационными технологиями? Это что-то новое, или просто новый формат подачи материала. Наверное, здесь вопрос в компетенциях. О химии должен говорить химик, о спорте – спортсмен, о религии религиозный деятель. И тут нет ничего страшного, противоестественного, запрещенного или не толерантного.
Поскольку современное общество носит информационный характер, Русская Православная Церковь не может игнорировать информационные технологии. Как в свое время святой апостол Павел выходил на римские форумы, чтобы быть услышанным, так и современные преемники апостольской власти призваны появляться там, где их слово может быть услышано.

Святейший Патриарх Кирилл на одном из выступлений на данную тематику сказал: «Информационное пространство — это всегда пересечение интересов, это всегда стремление повлиять на другого, сформировать его позицию так, чтобы она была приемлема для группы влияния. С этим и связано некое напряжение, которое каждый из нас испытывает, прикасаясь к современному информационному пространству».
У меня нет статистики этого года, но пользуясь данными прошлых лет, согласно социологическим исследованиям около трети населения России предпочитает смотреть документальные фильмы и познавательные передачи, а около 80% считают, что «сегодня видео контент состоит из программ, которые показывать нельзя». В то же время, есть значительная аудитория, которая считает, что духовному и нравственному воспитанию молодежи будет способствовать цикл теле- и радиопрограмм, подчеркнув, что «невостребованность таких программ - это миф».

Многие сразу начнут кивать в сторону Интернета и обвинять его во всех бедах. Христиане могут скачать себе на телефон приложение с Библией или искать конкретные стихи на сайте BibleGateway. Идущие в ногу со временем мусульмане активно пользуются программой iPray, и вместо муэдзина к молитве и призывает телефон, ориентирующийся на расположение пользователя и время года. Иудеи могут легко изучать Тору благодаря ограниченным 140 символами урокам от @JewishTweets, посылать электронные письма к Стене Плача или пользоваться «цдакоматом» для выдачи платных благословений.

В отличие от других сфер жизни, которые плавно перетекают в виртуальное пространство, задачи виртуализации церковного служения не стоит. Наоборот, все, что делает Церковь в виртуальном пространстве, должно иметь выход в реальный мир — мы призываем человека ко Христу, чтобы он воссоединился с ним в церковных таинствах, прежде всего, в Евхаристии, то есть Причащении. Таинство Евхаристии никогда не совершалось и не будет совершаться в виртуальном пространстве. Конечно, можно смотреть трансляцию богослужения онлайн, но даже молитва человека, который будучи в болезни не способен посетить храм, не может заменить участие в таинстве.

Вопрос стратегической безопасности.
Global Social Media Research Summary 2018 утверждает, что Facebook стоит на первом месте в мире по количеству подписчиков и охватывает около 2 миллиардов пользователей. С другой стороны уже открыто говорят о использовании данных Facebook сотрудниками АНБ. А ведь зарубежными ресурсами (еще Инстаграм, Гугл) пользуются и церковные организации.

Говоря об особенностях поведения пользователей в Facebook, подчеркну, что основная масса пользователей отдает предпочтение лайкам и созданию комментариев, что можно выгодно использовать при работе с целевой аудиторией при продвижении своей страницы. В том числе и православного контента. Не будем заострять внимание, что многие администраторы страниц покупают лайки и комментарии. Для церковных структур искусственное повышение рейтингов не является целью.
Как и в любом новостном материале в соцсетях необходимо регулярно публиковать актуальные обновления. По статистике, 50% лайков посты получают в первые полтора часа после публикации, 80% — в течение 7 часов, что также следует учитывать.

В последние годы в сети Интернет становится все больше и больше онлайн-сервисов, а также мобильных приложений, предлагающих заказ треб в храмах, а также собирающих пожертвования от имени Русской Православной Церкви. На многие из этих ресурсов регулярно поступают жалобы верующих. Хорошо известно, что услуги такого рода оказываются за комиссионное вознаграждение, размер которого скрыт от жертвователя и может достигать 20% и более процентов от переводимой суммы. Это означает, что значительная часть средств жертвователя уходит на содержание посреднической организации, которая оказывает подобную услугу. Такими организациями являются различные индивидуальные предприниматели, фонды, а также некоторые СМИ.

Напоминаем, что в Русской Православной Церкви сбор средств верующих производится только с письменного благословения Священноначалия. Общецерковные сборы проводятся, как правило, Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению.

Любая технология может быть использована во благо, поэтому мы используем IТ в той мере, насколько это способствует нашей цели христианского служения. В то же время, существуют технологии, которые, к сожалению, заведомо могут быть использованы для разрушения человеческого достоинства. Если задача технологии — поглотить сознание человека, лимитировать его общение виртуальным миром, лишить красоты созерцания Божьего мира, живого человеческого общения — то, увы, это уже не средство, а ловушка для свободы человека.

Развитие высоких технологий инспирирует возникновение новых религий. Религиозное движение «Терасем» (The Terasem Faith) выступает с лозунгом «Жизнь полна смысла, смерть опциональна. Бог технологичен, любовь — неотъемлемая часть жизни». Последователи «Терасем» являются трансгуманистами и верят, что когда-нибудь прогресс приведет к созданию полноценных «файлов разума», которые позволят сохранить душу для дальнейшего «перерождения» в теле робота.

Нам всем необходимо помнить, что, не смотря на приход дигитализации в развитии цивилизации, полностью погрузившись в IT технологии, мы можем потерять личность, потерять себя.

протодиакон Сергий Комаров, член Общественной палаты Калужской области, руководитель Епархиального отдела по взаимодействию
с госструктурами, обществом и СМИ.

 

Архив новостей

2024
Май
пн вт ср чт пн сб вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика