Доклад Клестовой Ольги Сергеевны, на научно-практической конференции «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»

Доклад Клестовой Ольги Сергеевны, на на научно-практической конференции «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»

Клестова Ольга Сергеевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель основ православной культуры муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Людиново, муниципальный координатор преподавания курса «Основы православной культуры», г. Людиново

Возможности учебного курса «Основы православной культуры» в формировании исследовательских компетенций обучающихся

Доклад на научно-практической конференции «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность» по направлению I «Взаимодействие Церкви и системы образования» XXIV Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии г. Людиново, 28 сентября 2021 г.

Особенности развития современного общества и образования требуют новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, новых качеств в портрете выпускника, который должен прийти в мир взрослых подготовленным и разносторонне развитым, способным самостоятельно решать многие вопросы, находить оптимальные варианты развития ситуаций, генерировать идеи и предлагать проекты.

Всему этому может научить школьника исследовательская деятельность, организуемая в рамках урока и за его пределами.

Согласно мнению профессора, доктора психологических наук И.А. Зимней, в последнее десятилетие происходит резкая переориентация результатов образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», то есть комплекс умений, навыков и знаний, в которых у человека есть значительный практический опыт и осведомление.

Под исследовательской компетентностью понимается совокупность знаний, способностей, навыков и опыта в проведении исследования, получении определенного нового знания, нового интеллектуального продукта, качества и умения, которые человек должен проявлять в проведении эффективного исследования любого вопроса.

На каких же школьных предметах могут формироваться исследовательские компетенции? На мой взгляд, абсолютно на всех. И учебный курс «Основы православной культуры» не является исключением. Остановлюсь на наиболее актуальных, на мой взгляд, применительно к основам православной культуры акцентах организации исследовательской деятельности в общеобразовательной школе. Однако прежде замечу, что исследовательские компетенции формируются и совершенствуются на протяжении всего школьного обучения. Шаг за шагом учащиеся сначала учатся работать с различными источниками информации, анализировать факты, пользоваться справочниками и Интернет-ресурсами. Финалом этой работы является проведение научных исследований и написание научно-исследовательских работ.

За 12-летний период системного преподавания курса учащимися средней школы №2 было выполнено 11 научно-исследовательских работ, основанных на содержании учебного курса «Основы православной культуры». Многолетнее, логически выстроенное изучение православной культуры позволяет сформировать у учащихся представления, а у наиболее заинтересованных учащихся глубокие знания из разных областей православной культуры: православных праздников, храмового зодчества, иконописи, жития святых, истории Русской Православной Церкви в разные исторические периоды. Это способствует всестороннему анализу исследуемых объектов, фактов, явлений, выявлению большого количества тем для выполнения исследований.

С чего рождается исследование? С вопроса, проблемы, которая взволновала и заинтересовала ученика ещё на уроке. И это не означает, что стоит сразу направить школьника в архив. Этим мы только можем напугать и оттолкнуть ученика. Для юного исследователя, а это, как правило, 14-16 летний подросток, важен на первом этапе не объём и глубина научного исследования, а личная заинтересованность, поддержание намерения заняться исследованием, осуществить свой личный мини-проект. Поэтому все наши исследовательские работы вырастали постепенно из небольших учебных проектов. Приведу несколько примеров.

Первым этапом работы над темой «Особенности иконографии местночтимого образа Пресвятой Богородицы «Избавление от бед страждущих», именуемой «Людиновская», стало создание учащейся Милой Ржевской «Словаря юного иконописца». Для работы по теме «Особенности устава колокольных звонов кафедрального собора в честь Казанской иконы Божией Матери в г. Людиново Калужской области» первым этапом стало описание Кириллом Екименковым и создание мультимедийной презентации «История колокольни Казанского собора», а дальше была запись на аудио собственных звонов. Для Никиты Пастухова, автора исследования «Возвращение православных святынь в Казанский собор города Людиново», с увлечением посещающего школьный кружок фото и видео-сьёмки, первым этапом стало создание фотоальбома «Православные святыни собора». 

Так что на первом этапе исследовательской деятельности важно помочь школьнику в пробуждении интереса, а наличие осознанной мотивации, согласно теории комплексного подхода, обязательно приведёт исследователя к дальнейшему развитию.

Школьному учителю, в том числе и учителю основ православной культуры, работающему в условиях постоянного внедрения новых педагогических технологий и обновления материально-технического обеспечения школ, важно активно включаться в новые образовательные проекты, искать новые формы, смело использовать в работе новое оборудование. 

Для успешной исследовательской деятельности школьнику нужен грамотный педагог-помощник, сам владеющий навыками исследования. Часто педагоги отказываются от этой работы, не признавая себя большими экспертами в этом вопросе. У учителя, преподающего курс «Основы православной культуры», всегда есть возможность обратиться к священнику, с которым сотрудничает школа. Священнослужители, глубоко знающие историю, имеющие опыт работы с архивными документами, знающие прихожан и историю их семей, собирающие сведения об истории своего храма и его святынях, оказывают большую помощь в сборе информации, в проверке и рецензировании работ. Благодаря такой совместной работе ученик приобретает не только умение брать интервью и задавать вопросы, но и зачастую получает первый личный опыт общения с батюшкой, знакомится с повседневной жизнью храма, видит, как изучаемое в школе содержание основ православной культуры воплощено в реальной жизни. Проведение исследования делает учебный предмет «Основы православной культуры» живым, практико-ориентированным.

Немаловажную роль в реализации исследовательской деятельности играет вопрос, где и для кого будет представлен результат долгой и кропотливой работы, так как презентация и защита работы важный компонент исследовательских компетенций. 

Следует отметить нововведение последних лет в Калужской области – новая секция «Религиоведение» областной научно-практической конференции памяти Л.А. Чижевского. Теперь исследования, связанные с преподаванием курса «Основы православной культуры» включаются в программу этой секции. Теперь это площадка для общения педагогов и учащихся, интересующихся проблемами сохранения духовного наследия родного края, культурными традициями жителей Калужской области.

С 2020 года учащиеся нашей школы стали дважды лауреатами бесплатного Всероссийского конкурса по историко-церковному краеведению, организуемого в рамках конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского в Москве. Для меня стала очень близкой цель и позиция организаторов и высоко профессиональных экспертов – сохранение в исследованиях научной составляющей, формирования у юных исследователей опыта работы с документами, а не копирования реферативных статей из сети интернет. Проведённые организаторами и экспертами в течение года обучающие семинары, мастер-классы для ребят в полной мере способствуют формированию правильных исследовательских компетенций и позволяют объединить педагогов и детей- единомышленников. Благодаря данному конкурсу мы смогли узнать о деятельности всероссийского детского православного движения «Вестники», апробировать на практике методы полевого исследования, познакомиться с простыми, всемирно реализуемыми проектами гражданской науки.

Этот опыт предваряющего обучения детей и взрослых, на мой взгляд, может быть полезен во всех муниципалитетах Калужской области, поэтому предлагаю рекомендовать повсеместно организовать участие во Всероссийском конкурсе по историко-церковному краеведению, организуемом в рамках конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского в Москве.

Большая личная заинтересованность и неравнодушие организаторов показали, что педагоги должны стараться научиться вместе с детьми проводить серьёзное исследование, так как через него происходит формирование неравнодушия к изучаемой проблеме, ребенок начинает переживать за исследуемый объект, а, следовательно, развивается и присваивается ценность патриотизма, уважения к культуре своего родного посёлка, города, страны. Поэтому для формирования исследовательских компетенций в рамках учебного курса «Основы православной культуры» больше всего подходят темы краеведческой направленности, имеющие личную сопричастность ученика с объектом православной культуры или связанные с семьей ученика.

Не могу не отметить, что в последние годы у наших исследовательских работ появилась новая черта – это их социальная значимость… 

Учителю, активно занимающемуся с обучающимися исследовательской и проектной деятельностью по основам православной культуры, необходимо обратить внимание на Всероссийский конкурс социальных проектов «Большая перемена», призванный сохранить и передать историческое и духовное наследие России, ценности веры, милосердия, патриотизма.

У присутствующих на конференции может возникнуть вопрос, 11 работ – 11 авторов-исследователей. А как же остальные ученики? Отвечу так. Важно создать положительные примеры, которые помогают и другим обучающимся пойти по исследовательскому пути. Формирование исследовательских умений – это не только умение самостоятельно решить конкретную учебную проблему, но и умение донести до общественности, одноклассников, педагогов смысл и содержание своей работы, чтобы результатами этой работы послужить и другим людям. Фактически работы моих учеников становятся полноценными дидактическими материалами, которые изучаются и анализируются уже новыми учениками, побуждая их к новым вопросам, а значит к новым проектам и научным исследованиям. 

В подтверждение актуальности формирования исследовательских компетенций у обучающихся, изучающих основы православной культуры, предлагаю видеофильм «История одного экспоната», созданный обучающейся 9 класса Еленой Кудиновой на основе её исследования по теме: «Памятник Александру II: от установки до разрушения». 

Cекулярность и религиозность в современном мире

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика