Главная   Новости   Новости за 2021 год:   К истории взаимоде...

Новостная хроника Калужской епархии:

К истории взаимодействия Православной миссии, правительственных структур и служащих РАК в освоении Аляски

К истории взаимодействия Православной миссии, правительственных структур и служащих РАК в освоении Аляски (протодиакон Сергий Комаров)К истории взаимодействия Православной миссии, правительственных структур и служащих РАК в освоении Аляски

С самого начала своей деятельности миссионеры должны были контактировать как с аборигенами, так и с русскими промышленниками и представителями отечественного правительства. О том, что им свою деятельность следует более согласовывать с «видами компании», оставшиеся на Аляске миссионеры узнали только в 1804 г. Их усилия выполнить свои «государственные» функции находило лишь относительную поддержку со стороны Правительства. Попытка иеромонаха Макария рассказать о том, как обращаются промышленники с местными жителями и о препятствиях, чинимых ему в исполнении миссионерских обязанностей на Алеутских островах, нашла поддержку во всех инстанциях за исключением самого монарха. В результате визита миссионера в столицу, в сопровождении алеутов летом 1797 г., порицание от правительства получили не только сам миссионер, но и все причастные к делу инстанции (митрополит Гавриил, епископ Иркутский, глава миссии, Охотское уездное казначейство и обер-прокурор), несмотря на то, что все они действовали в соответствии с прежними указаниями царской власти.

На Аляске в отношениях миссионеров и правителя РАК А. А. Баранова также были сложности, прежде всего, из-за разного понимания каждой из сторон своих задач. После образования РАК А. А. Баранов получил в управление огромные территории. Перед ним стояли крайне сложные задачи, связанные с организацией пушного промысла, исследования новых территорий, взаимодействия с аборигенами. При этом строительство храма и походных церквей, снабжение всем необходимым для совершения богослужения, а также жизнеобеспечение самих миссионеров ставилось в подчиненное положение к экономическим интересам самой компании.

Баранов не терпел вмешательства в свои дела. К миссионерам-монахам он относился как к рабочей силе для блага компании, так как за ее счет он их содержал. Священники, в его понимании, должны были заниматься исключительно своими прямыми обязанностями – совершать богослужения.

Нельзя забывать, что подобного опыта одновременного освоения новой территории силами промышленников и Церкви, осложненного противоположными предписаниями царей, в России не было. Конфликты должны были возникать в сфере ведения хозяйства, а главное – отношений с местным населением. Миссионеры были призваны блюсти нравственность как сотрудников РАК, так и новой паствы. В разговорах о морали монахам сложно было отвечать на недоумение туземцев по поводу поведения многих русских промышленников. Не находя в языке туземцев слов для объяснения многих христианских понятий, миссионеры старались сообщить им хотя бы начальные представления о Боге, загробной жизни, бессмертии души, а перед крещением аборигенов требовали от них отказаться от шаманизма и многоженства. Священники призывали соблюдать супружескую верность, в чем преуспели даже не все российские подданные. «Удовольствие мое в том только состоит, что американцы отовсюду стекаются креститься. А русские не только не стараются приводить их к тому, но все способы употребляют расстраивать их. Я едва мог убедить некоторых промышленников жениться, а прочие и слышать о том не хотят. А девок все держат публично. Да еще не по одной, что служит к великой обиде американцев» - так описывал архимандрит Иоасаф сложности, возникающие на пути крещения местного населения. К противодействию местных промышленников, вызывающе нарушающих нормы православной морали, присоединялось также и противодействие главного правителя русских поселений в Америке Александра Андреевича Баранова. «Я не могу и поныне узнать, приезд ли мой или ваши колкие выговоры, господину Баранову писанные, взбесили его… В хозяйственных распоряжениях ничего не примечается доброго»  - писал Г.И. Шелихову архимандрит Иоасаф. Сам же А.А. Баранов в противостоянии обвинял архиепископа Иосафа в травле и «вооружении» промышленников против миссии  и в том, «что все государственные виды перетолковываются им в другую сторону» .. К тому же, именно монашествующие встали на защиту коренного населения от местной администрации. Конфликт членов миссии и местной администрации РАК наибольшей остроты достиг в начале 1800 г. Ослабленная миссия после трагической гибели епископа Иоасафа, вынуждена была ограничить работу с местным населением.

Лишь в период пребывания с Первой кругосветной экспедицией иеромонаха Гедеона (Федотова) с 1804 - 1807 гг. способствовало началу проведения духовно-просветительской работы среди принявших крещение: возобновление школьного дела, изучение кадьякского языка и проведению этнографических наблюдений . За время своего пребывания на острове Кадьяк он не только возобновил миссионерские поездки и крещение туземцев, но и открыл в Павловской Гавани двухклассное училище, а также составил словарь и сделал первый перевод на язык жителей острова Кадьяк молитвы «Отче наш». Также он представил результаты опытов по введению земледелия, которые миссионеры проводили в течение всего времени проживания на Кадьяке (за 10 лет ими были предприняты попытки выращивания 20 культур, опробованы свойства различных удобрений и почв, найдено удобрение из местной растительности). Однако, пребывавший в это время в Русской Америке Н. П. Резанов – один из основателей Российско-американской компании, которому иеромонах Гедеон сообщал об успехах и нуждах миссии, подвергал их деятельность определенной критике. Он частично отмечал, что работа школы, изучение местных языков и составление словарей, эксперименты по огородничеству – это совместные с ним, Резановым, проекты, и сетовал, что монахи не поддерживают интересы компании, которые служат «государственной пользе».

В 1810 г. Главное правление РАК высказало свои сомнения в своевременности назначения на Аляску нового епископа и рекомендовало впредь назначать для служения в ее пределах женатых священников, предполагая направлять для рукоположения в священный сан местных уроженцев. Учитывая это мнение, 28 октября 1810 г. Синод принял решение об упразднении Кадьякского викариатства. Несмотря на то, что император Александр I не утвердил это решение, на Аляску епископ не назначался до 1840 г. Попытка определить на служение в Новоархангельск первого священника креола Прокопия Лаврова закончилась неудачей. Священник был уязвлен уничижительным отношением к нему русских промышленников, не воздававших должное его сану, но видевших в нем только креола. По особому прошению он был оставлен служить в России. Вместо него был назначен сибирский священник Алексий Соколов, который со своей семьей прибыл в Новоархангельск в 1816 г.

Духовный авторитет прп. Германа. Особое влияние на коренных жителей имел монах Герман, первый прославленный в лике святых из подвизавшихся на Аляске миссионеров и ставший небесным покровителем Православной Церкви в Америке. Отец Герман имел особое значение для Кадьякской миссии, прожив в Русской Америке 43 года, он остался последним членом православной миссии, при жизни заслужив славу заступника местных жителей и великого молитвенника. Монах Герман явил собой бесстрашного, но, в то же время, смиренного миссионера. В Донесении в главное правление РАК о бедственном положении миссии на Кодьяке (апр.1820 г.) Семен Яновский упоминал преподобного: «Почтенный старец уже преклонных лет, посвятивший себя единственно только Богу, чужд всех мирских желаний (кроме самого необходимаго), человек одарен природным умом и познаниями в духовной части. Желание его, дабы удалиться от мира, но, видевши неспособность других братий своих, он подает душеспасительные наставления народу, дабы обратить к благочестию, и единственно исполняет сие по недостатку проповедников» .

Отец Герман продолжал своё служение, даже находясь в преклонном возрасте, понимая, что именно «простые, ясные и кратчайшие слова священного писания воспламеняют любовь к своему творцу» . В 1819 г., на исходе своей долгой жизни на Аляске, о. Герман в одном из писем К. Т. Хлебникову  с выражением признательности за письмо и книгу написал строки, за которыми видится вся сложность миссионерской деятельности в этот период на Аляске: «Оказанная Вам и мне, убогому, сия милость тем более чувствительна, что я во всю мою здесь бытность от своих розсиянн более видал презрения и слыхал укоризны и насмешки, к коим уже привык. Вы же, не видавши и совсем меня не знавши, так ласково посетили. Много удивляюсь и благодарю. Ваш милостиваго моего государя покорный слуга. Убогий Герман…» . Его жизнь была посвящена служению Богу и людям, без различия их национальности и чина, его слова о Христе находили отклик и у нецивилизованных народов и образованных путешественников. На острове Еловом им был организован приют, он обучал сирот Закону Божию, грамоте и ведению хозяйства. Здесь же в скиту «Новый Валаам» смиренный подвижник подвизался до своей праведной кончины.

Новый устав компании 1821 г. более подробно касался вопросов строительства Православных храмов и деятельности священнослужителей там. На основании этого требования, в четырех наиболее экономически значимых поселениях Русской Америки были построены, отремонтированы или перестроены прежние храмы, а также по запросам компании из Иркутска направлены еще три священника: Иоанн Вениаминов - в селение Иллюлюк на острове Уналашка (1823), Фрументий Мордовский - в Павловскую Гавань на Кадьяк (1824) и креол Иаков Нецветов - в селении Назан на острове Атка (1828). Все они через год после назначения прибыли на места своего служения, т.к. путь из Сибири в те времена составлял не менее года: за лето путники добирались из Иркутска до Охотска, в осеннюю навигацию — до Новоархангельска, а следующей весной — до своего прихода.

Мы можем полагать, что это подвело определенную черту и ознаменовало новую веху в развитии Православия. К началу 1823 г. на Аляске оставались три члена из ее первоначального состава, т.к. иеродиакон Нектарий был уволен из миссии по болезни еще иеромонахом Гедеоном и покинул Кадьяк в 1806 г. Монах Иоасаф скончался в 1823 г. и был похоронен на соседнем с Кадьяком острове Еловом. Иеромонах Афанасий выбыл в Россию с прибытием в Павловскую Гавань священника Фрументия Мордовского в 1825 г. 

Таким образом, в период с 1794 по 1823 гг. Кадьяская миссия монашествующих Валаамского и Коневкого монастыря во главе с архимандритом Иосафом и неподвергающимся сомнению духовным авторитетом среди местных жителей о. Германа познакомили с основами христианской веры и крестили народы Аляски и Алеутских островов. Данный период, характеризующийся подвижническим подвигом черного духовенства в сложных климатических условиях и противостоянии с российскими промышленниками и местной администрацией РАК, но в тоже время массовым распространением Православия, может быть охарактеризован как успешная катехизация местного населения Аляски и Алеутских островов. Катехизация, как правило, проходила в устной форме: в виде заповедей, имеющих общий и обязательный характер, и советов, имеющих частный характер. Как отмечает антрополог Т. В. Чумакова, «для глубокого восприятия коренными народами Православия необходимо было от катехизации, когда человек лишь знает основания веры, но при этом зачастую забывает о духе Евангелий, перейти к евангелизации, для которой миссионерам было необходимо хорошо знать быт и религиозные представления народов и языки» .

Таким образом, Кадьякская миссия подготовила основание для перехода восприятия Православной веры на более глубокий уровень евангелизации, что и будет сделано при Святителе Иннокентии (Вениаминове) и о. Якове Нецветове. Более того, местная администрация РАК стала чётко осознавать, что именно церковь является тем необходимым связующим элементом между РАК и коренными народами Севера Американского континента: «Поелику круг деятельности кампанейской увеличивается, <…> натурально надлежит иметь тамо и русских людей более прежнего, а между тем долг христианский налагает на каждаго из них обязанность пещися о соединении себя с творцом и спасителем мира <…> По сей причине, а равно и потому еще, что и тамощние коренные жители- народы дикие и не знающие Бога - часто приводимы бывают в христианское исповедание даже одними мирянину возможными способами, без священника, Правление Компании за благо признало искать у вышняго начальства такого священника, которой бы по сану апостольства пожелал бы отдалиться в те страны и возглавить тамо христианам мир и покаяние, а диким просвещение христианства».

                                                                                       Протодиакон Сергий Комаров, старший преподаватель церковно-исторической кафедры Калужской духовной семинарии, член Общественной палаты Калужской области

 

 

К истории взаимодействия Православной миссии, правительственных структур и служащих РАК в освоении Аляски

Протодиакон Сергий Комаров, старший преподаватель церковно-исторической кафедры Калужской духовной семинарии,

член Общественной палаты Калужской области

 

С самого начала своей деятельности миссионеры должны были контактировать как с аборигенами, так и с русскими промышленниками и представителями отечественного правительства. О том, что им свою деятельность следует более согласовывать с «видами компании», оставшиеся на Аляске миссионеры узнали только в 1804 г. Их усилия выполнить свои «государственные» функции находило лишь относительную поддержку со стороны Правительства. Попытка иеромонаха Макария рассказать о том, как обращаются промышленники с местными жителями и о препятствиях, чинимых ему в исполнении миссионерских обязанностей на Алеутских островах, нашла поддержку во всех инстанциях за исключением самого монарха. В результате визита миссионера в столицу, в сопровождении алеутов летом 1797 г., порицание от правительства получили не только сам миссионер, но и все причастные к делу инстанции (митрополит Гавриил, епископ Иркутский, глава миссии, Охотское уездное казначейство и обер-прокурор), несмотря на то, что все они действовали в соответствии с прежними указаниями царской власти.

На Аляске в отношениях миссионеров и правителя РАК А. А. Баранова также были сложности, прежде всего, из-за разного понимания каждой из сторон своих задач. После образования РАК А. А. Баранов получил в управление огромные территории. Перед ним стояли крайне сложные задачи, связанные с организацией пушного промысла, исследования новых территорий, взаимодействия с аборигенами. При этом строительство храма и походных церквей, снабжение всем необходимым для совершения богослужения, а также жизнеобеспечение самих миссионеров ставилось в подчиненное положение к экономическим интересам самой компании.

Баранов не терпел вмешательства в свои дела. К миссионерам-монахам он относился как к рабочей силе для блага компании, так как за ее счет он их содержал. Священники, в его понимании, должны были заниматься исключительно своими прямыми обязанностями – совершать богослужения.

Нельзя забывать, что подобного опыта одновременного освоения новой территории силами промышленников и Церкви, осложненного противоположными предписаниями царей, в России не было. Конфликты должны были возникать в сфере ведения хозяйства, а главное – отношений с местным населением. Миссионеры были призваны блюсти нравственность как сотрудников РАК, так и новой паствы. В разговорах о морали монахам сложно было отвечать на недоумение туземцев по поводу поведения многих русских промышленников. Не находя в языке туземцев слов для объяснения многих христианских понятий, миссионеры старались сообщить им хотя бы начальные представления о Боге, загробной жизни, бессмертии души, а перед крещением аборигенов требовали от них отказаться от шаманизма и многоженства. Священники призывали соблюдать супружескую верность, в чем преуспели даже не все российские подданные. «Удовольствие мое в том только состоит, что американцы отовсюду стекаются креститься. А русские не только не стараются приводить их к тому, но все способы употребляют расстраивать их. Я едва мог убедить некоторых промышленников жениться, а прочие и слышать о том не хотят. А девок все держат публично. Да еще не по одной, что служит к великой обиде американцев»[1]- так описывал архимандрит Иоасаф сложности, возникающие на пути крещения местного населения. К противодействию местных промышленников, вызывающе нарушающих нормы православной морали, присоединялось также и противодействие главного правителя русских поселений в Америке Александра Андреевича Баранова. «Я не могу и поныне узнать, приезд ли мой или ваши колкие выговоры, господину Баранову писанные, взбесили его… В хозяйственных распоряжениях ничего не примечается доброго» [2]- писал Г.И. Шелихову архимандрит Иоасаф. Сам же А.А. Баранов в противостоянии обвинял архиепископа Иосафа в травле и «вооружении» промышленников против миссии  и в том, «что все государственные виды перетолковываются им в другую сторону»[3].. К тому же, именно монашествующие встали на защиту коренного населения от местной администрации. Конфликт членов миссии и местной администрации РАК наибольшей остроты достиг в начале 1800 г. Ослабленная миссия после трагической гибели епископа Иоасафа, вынуждена была ограничить работу с местным населением.

Лишь в период пребывания с Первой кругосветной экспедицией иеромонаха Гедеона (Федотова) с 1804 - 1807 гг. способствовало началу проведения духовно-просветительской работы среди принявших крещение: возобновление школьного дела, изучение кадьякского языка и проведению этнографических наблюдений[4]. За время своего пребывания на острове Кадьяк он не только возобновил миссионерские поездки и крещение туземцев, но и открыл в Павловской Гавани двухклассное училище, а также составил словарь и сделал первый перевод на язык жителей острова Кадьяк молитвы «Отче наш». Также он представил результаты опытов по введению земледелия, которые миссионеры проводили в течение всего времени проживания на Кадьяке (за 10 лет ими были предприняты попытки выращивания 20 культур, опробованы свойства различных удобрений и почв, найдено удобрение из местной растительности). Однако, пребывавший в это время в Русской Америке Н. П. Резанов – один из основателей Российско-американской компании, которому иеромонах Гедеон сообщал об успехах и нуждах миссии, подвергал их деятельность определенной критике. Он частично отмечал, что работа школы, изучение местных языков и составление словарей, эксперименты по огородничеству – это совместные с ним, Резановым, проекты, и сетовал, что монахи не поддерживают интересы компании, которые служат «государственной пользе».

В 1810 г. Главное правление РАК высказало свои сомнения в своевременности назначения на Аляску нового епископа и рекомендовало впредь назначать для служения в ее пределах женатых священников, предполагая направлять для рукоположения в священный сан местных уроженцев. Учитывая это мнение, 28 октября 1810 г. Синод принял решение об упразднении Кадьякского викариатства. Несмотря на то, что император Александр I не утвердил это решение, на Аляску епископ не назначался до 1840 г. Попытка определить на служение в Новоархангельск первого священника креола Прокопия Лаврова закончилась неудачей. Священник был уязвлен уничижительным отношением к нему русских промышленников, не воздававших должное его сану, но видевших в нем только креола. По особому прошению он был оставлен служить в России. Вместо него был назначен сибирский священник Алексий Соколов, который со своей семьей прибыл в Новоархангельск в 1816 г.

Духовный авторитет прп. Германа. Особое влияние на коренных жителей имел монах Герман, первый прославленный в лике святых из подвизавшихся на Аляске миссионеров и ставший небесным покровителем Православной Церкви в Америке. Отец Герман имел особое значение для Кадьякской миссии, прожив в Русской Америке 43 года, он остался последним членом православной миссии, при жизни заслужив славу заступника местных жителей и великого молитвенника. Монах Герман явил собой бесстрашного, но, в то же время, смиренного миссионера. В Донесении в главное правление РАК о бедственном положении миссии на Кодьяке (апр.1820 г.) Семен Яновский упоминал преподобного: «Почтенный старец уже преклонных лет, посвятивший себя единственно только Богу, чужд всех мирских желаний (кроме самого необходимаго), человек одарен природным умом и познаниями в духовной части. Желание его, дабы удалиться от мира, но, видевши неспособность других братий своих, он подает душеспасительные наставления народу, дабы обратить к благочестию, и единственно исполняет сие по недостатку проповедников»[5].

Отец Герман продолжал своё служение, даже находясь в преклонном возрасте, понимая, что именно «простые, ясные и кратчайшие слова священного писания воспламеняют любовь к своему творцу»[6]. В 1819 г., на исходе своей долгой жизни на Аляске, о. Герман в одном из писем К. Т. Хлебникову[7] с выражением признательности за письмо и книгу написал строки, за которыми видится вся сложность миссионерской деятельности в этот период на Аляске: «Оказанная Вам и мне, убогому, сия милость тем более чувствительна, что я во всю мою здесь бытность от своих розсиянн более видал презрения и слыхал укоризны и насмешки, к коим уже привык. Вы же, не видавши и совсем меня не знавши, так ласково посетили. Много удивляюсь и благодарю. Ваш милостиваго моего государя покорный слуга. Убогий Герман…»[8]. Его жизнь была посвящена служению Богу и людям, без различия их национальности и чина, его слова о Христе находили отклик и у нецивилизованных народов и образованных путешественников. На острове Еловом им был организован приют, он обучал сирот Закону Божию, грамоте и ведению хозяйства. Здесь же в скиту «Новый Валаам» смиренный подвижник подвизался до своей праведной кончины.

Новый устав компании 1821 г. более подробно касался вопросов строительства Православных храмов и деятельности священнослужителей там. На основании этого требования, в четырех наиболее экономически значимых поселениях Русской Америки были построены, отремонтированы или перестроены прежние храмы, а также по запросам компании из Иркутска направлены еще три священника: Иоанн Вениаминов - в селение Иллюлюк на острове Уналашка (1823), Фрументий Мордовский - в Павловскую Гавань на Кадьяк (1824) и креол Иаков Нецветов - в селении Назан на острове Атка (1828). Все они через год после назначения прибыли на места своего служения, т.к. путь из Сибири в те времена составлял не менее года: за лето путники добирались из Иркутска до Охотска, в осеннюю навигацию — до Новоархангельска, а следующей весной — до своего прихода.

Мы можем полагать, что это подвело определенную черту и ознаменовало новую веху в развитии Православия. К началу 1823 г. на Аляске оставались три члена из ее первоначального состава, т.к. иеродиакон Нектарий был уволен из миссии по болезни еще иеромонахом Гедеоном и покинул Кадьяк в 1806 г. Монах Иоасаф скончался в 1823 г. и был похоронен на соседнем с Кадьяком острове Еловом. Иеромонах Афанасий выбыл в Россию с прибытием в Павловскую Гавань священника Фрументия Мордовского в 1825 г.

Таким образом, в период с 1794 по 1823 гг. Кадьяская миссия монашествующих Валаамского и Коневкого монастыря во главе с архимандритом Иосафом и неподвергающимся сомнению духовным авторитетом среди местных жителей о. Германа познакомили с основами христианской веры и крестили народы Аляски и Алеутских островов. Данный период, характеризующийся подвижническим подвигом черного духовенства в сложных климатических условиях и противостоянии с российскими промышленниками и местной администрацией РАК, но в тоже время массовым распространением Православия, может быть охарактеризован как успешная катехизация местного населения Аляски и Алеутских островов. Катехизация, как правило, проходила в устной форме: в виде заповедей, имеющих общий и обязательный характер, и советов, имеющих частный характер. Как отмечает антрополог Т. В. Чумакова, «для глубокого восприятия коренными народами Православия необходимо было от катехизации, когда человек лишь знает основания веры, но при этом зачастую забывает о духе Евангелий, перейти к евангелизации, для которой миссионерам было необходимо хорошо знать быт и религиозные представления народов и языки»[9].

Таким образом, Кадьякская миссия подготовила основание для перехода восприятия Православной веры на более глубокий уровень евангелизации, что и будет сделано при Святителе Иннокентии (Вениаминове) и о. Якове Нецветове. Более того, местная администрация РАК стала чётко осознавать, что именно церковь является тем необходимым связующим элементом между РАК и коренными народами Севера Американского континента: «Поелику круг деятельности кампанейской увеличивается, <…> натурально надлежит иметь тамо и русских людей более прежнего, а между тем долг христианский налагает на каждаго из них обязанность пещися о соединении себя с творцом и спасителем мира <…> По сей причине, а равно и потому еще, что и тамощние коренные жители- народы дикие и не знающие Бога - часто приводимы бывают в христианское исповедание даже одними мирянину возможными способами, без священника, Правление Компании за благо признало искать у вышняго начальства такого священника, которой бы по сану апостольства пожелал бы отдалиться в те страны и возглавить тамо христианам мир и покаяние, а диким просвещение христианства» [10].

 



[1] Письмо архимандрита Иоасафа к Г.И. Шелихову от 18 мая 1795г. с о. Кадьяк // Тихменев П.А. Историческое обозрение образования Российско- Американской компании. СПб.,1863. Т.2. Приложения. С.102.

[2] Письмо архимандрита Иосафа к Г.И. Шелихову от 18 мая 1795г. с о. Кадьяк // Тихменев П.А. Историческое обозрение образования Российско- Американской компании. СПб.,1863. Т.2. Приложения. С. 103.

[3] Блэк Л.С. Путь на Новый Валаам: становление русской православной церкви на Аляске // История Русской Америки 1732-1867/ Под ред. акад. Н.Н. Болховитинова: В Зт. Т.1. М, 1997-1999// Электронная библиотека «Путь в Сибирь». Режим доступа: http://library.ikz.ru/istoriya-osvoeniya-russkoi-ameriki/istoriya-russkoi-ameriki-1732-1867/tom-i.-osnovanie-russkoi-ameriki-1732-2014-1799/glava-7.-put-na-novyi-valaam-stanovlenie-russkoi [22.03.11].

[4] См. Записки иеромонаха Гедеона о Первом русском кругосветном путешествии и Русской Америке, 1803-1808гг. // Русская Америка: По личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев. М., 1994.С.90-107.

[5] NARS-PRAS. РГАВМФ. Ф. 1375. Оп. 1.Д.7.Л.18-18 об.

[6]  ГАПО.Ф.445.Оп.1.Д.174.Л.1-2 об. См. РАК и изучение Тихоокеанского севера, 1815-1841. ..С.57.

[7] Кирилл Тимофеевич Хлебников(17841838) — русский писатель, путешественник; член-корреспондент Петербургской Академии наук. В 1801 году стал приказчиком Российско-американской компании, в 1814 году был назначен правителем главной компанейской конторы в Америке; в этой должности он пробыл 16 лет. С 1833 г. состоял правителем дел, а с 1835 года — и директором Российско-американской компании. [Цит. по: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. URL: http://www.vehi.net/brokgauz/index.html [02.04.11]].

[8] ГАПО.Ф.445.Оп.1.Д.174.Л.1-2 об. См. Российско-американская компания и изучение Тихоокеанского севера, 1815-1841. Сборник документов/ отв. ред. Н.Н. Болховитинов. М., 2005. док. №28.с. 56.

[9] Чумакова Т.В. Исследование религиозных представлений народов Сибири православными миссионерами в первой половине XIX века // Культура и традиции коренных народов Северного Алтая. СПб., 2008, С.  301.

[10] NARS-PRAS R.1. P.157-160. Копия; РГАВМФ.Ф.1375.Оп. 1.Д.1.Л.157-160. Микрофильм. Российско-американская компания и изучение Тихоокеанского севера, 1815-1841. Сборник документов // отв. ред. Н.Н. Болховитинов. М.: Наука, 2005- док. №1.с.9.

Архив новостей

2024
Май
пн вт ср чт пн сб вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика