Главная   Митрополит   Выступления   Митрополит Калужск...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Дети задумываются о важном

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Дети задумываются о важном

 

 

 

Все мы знаем, что детей многое интересует. Родителям, дедушкам и бабушкам, воспитателям и учителям они задают много вопросов, и они бывают разные: кто-то хочет знать, как начинается жизнь, кого-то интересует, как устроен мир, у них возникают вопросы о том, что они в первый раз встречают в жизни.

Но есть вопросы, на которые, как они считают, может ответить только Бог, и они обращаются к Нему. Такие вопросы собраны в книге Михаила Дымова «Дети пишут Богу», и хочу о некоторых из них поразмышлять. Ученик 1 класса Петр интересуется вопросом своей духовной жизни, и спрашивает Бога: «Чтоб Ты простил мне грех, надо вначале согрешить?» Скажу прямо, лучше не грешить, чтобы не было, чего прощать. Бог же нужен не только для прощения грехов. Но и для того, чтобы Его любить и быть Им любимым.

Если нет грехов, то и прощать нечего. Но найдется ли такой человек на земле, который бы ни в чем никогда не согрешил? Попробуй, Петя, провести эксперимент: недельку, или хотя бы день не грешить. Ни на кого не обижаться, не завидовать, слушаться старших, не лениться, не злиться на друзей, не думать ни о ком плохо, не ругаться, не обманывать, не брать чужого без спросу, не увлекаться играми. И в то же время, говорить правду, добросовестно выполнять порученные дела, прилежно готовить уроки. помогать дома маме, заботиться о тех, кто слабей тебя или больной, не забывать молиться.

Не только Петя, но и любой человек, поставив себе такую цель: «не грешить», увидит, как это непросто, как много будет срывов и падений. В том-то и дело, что не надо грешить, но не получается так жить. И если человек не хочется оставаться в том состоянии греха, в котором он пребывает и старается исправиться, Бог обязательно поможет ему. Бог будет ставить человека в такие обстоятельства, в которых тот сможет увидеть свои немощи и пороки и начать с ними бороться. Ведь пока проблемы не видишь, ее как бы и не существует. А Господь не только пошлет такие обстоятельства, порой, весьма сложные, но и даст человеку всемерную помощь. Этот совместный труд Бога и человека по спасению человека будет свершаться на протяжении всей его земной жизни.

Ученик 3 класса Федя видит, что кругом много хороших людей, и его волнует, почему добрым людям приходится страдать. И с такими мыслями он спрашивает Бога: «За что Ты наказываешь добрых людей?». Не только Федю волнует этот вопрос. Все мы знаем, что бывают люди и добрые, сердечные, милосердные, которые терпят несправедливые укоризны, обиды, поношения, скорби. Конечно, возникает вопрос: «За что все это им? Не правильнее было бы, чтобы все это доставалось только плохим людям?»

Однако Святое Писание говорит, что «нет человека, иже жив будет и не согрешит» (Екк. 7:20). Значит, Бог гораздо лучше видит душу каждого из нас, чем мы сами. И Он видит, как и чем ее лечить, чтобы исправлять те искажения, которые портят душу человека.

Можно вспомнить и то, как преподобный Антоний Великий молился Богу и спрашивал Его: «Господи! Почему одни немного живут, — и умирают; а другие живут до глубокой старости? Почему одни бедны, а другие живут богато? Почему нечестивые богатеют, а благочестивые бедны?» И Господь так ответил великому подвижнику: «Антоний! Себе внимай! То — суды Божии, и тебе нет пользы знать их».

По крайней мере, в моменты подобного смущения надо себе напоминать слова того же преподобного Антония Великого, что «Бог благ и только благое творит. Вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым». Бог никому ни за что не мстит. Даже злым не мстит, не говоря про людей доброго нрава. Господь о каждом человеке заботится и печется как о любимейшем Своем творении. Что же касается скорбей и страданий — каждому из нас надо пройти через свои испытания, чтобы духовно укрепиться, избавиться от своих страстей и грехов. Господь допускает страдания человеку для его исцеления. Как, например, хирург, чтобы сделать операцию, делает пациенту вначале больно, но он спасает жизнь. Так и Господь поступает.

С земной точки зрения те испытания, которые вдруг, «на ровном месте» бывают у хорошего человека, могут выглядеть крайне несправедливо. Но все земное — мизерная часть нашей жизни. Оно необходимо нам как подготовка к вечности. Поэтому все те невзгоды, страдания, несчастья, от которых мы унываем и порой впадаем в отчаяние, с небесной точки зрения смотрятся иначе — как необходимая подготовка человека к жизни вечной. «Вы плохо торгуете и мало барыша получаете от невнимания вашего, — говорил преподобный Макарий Оптинский своим духовным чадам, — всякий случай скорбный, от кого-либо досада, уничижение, укорение, презрение и тому подобное есть торг… торговать и получать выгоду состоит в произволении каждого: переносить с самоукорением и смирением и приобретать от сего душевное исцеление от страстей; многие приобретают, а многие пропускают время сие, и остаются не только без приобретения, но даже и с убытком».

Толик из 3 класса думает более глобально, он понимает, что без Бога жить невозможно, и его волнует, как живут люди в других странах. Он Богу задает вопрос: «А другие страны Ты обслуживаешь?»

Можно ответить коротко: естественно. Но сам вопрос звучит немного некорректно. Можно сказать, что Бог — везде, вне человеческих границ, вне территориальных границ государств. Но сказать «обслуживаешь» — неправильно, потому что Господь — не слуга, не волшебная щука, не джин и не золотая рыбка, чтобы исполнять наши желания. Бог заботится обо всех людях, вне границ их проживания. Ни один человек, ни одно творение, будь то животное или птица, рыба в океане или муравей, дерево или полевой цветок, весь мир существует силой Божией, все это к жизни, как и нашу планету и весь космос привел Бог, и Он все держит в своей власти.

Глагол «обслуживаешь» несколько иной коннотации — «выполнять желания». А служение Господа человечеству — о другом. Христос говорит о Себе: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28). Тут речь — о нашем спасении. Не о выполнении земных мечтаний, а именно о спасении. Потому что человек попал туда, откуда сам выбраться не может, — в болото смерти, и его надо оттуда спасать и вытаскивать. Бог дает человеку самое главное, что он может иметь, — жизнь. И если Бог отнимет Свой Дух человек, все человечество, весь мир исчезнет.

«Вечерняя Москва»

Архив новостей

2024
Май
пн вт ср чт пн сб вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика