Главная   Митрополит   Выступления   Официальный сайт К...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Официальный сайт Калужской епархии - Митрополит Климент - выступления и речи - 190 лет МДА

Доклад на 190-летии МДА

Ваше Высокопреосвященства, Ваше Преосвященства, дорогие отцы и братья!

Сегодня мы празднуем 190-летие со того дня, как здесь, в ограде Троице-Сергиевой Лавры разместилась Московская Духовная Академия, и я обращаюсь ко всем ее учащим, учащимся, выпускникам и всем гостям праздника с пожеланиями Божией помощи в служении на благо нашей Церкви и Отечества молитвами и заступничеством Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и преподобного Сергия, игумена Радонежского.

 

Архиерейский собор, завершившийся здесь же неделю назад, отметил особую важность духовного образования для внутреннего созидания Церкви и развития ее свидетельства внешнему миру. Святейший Патриарх Алексий в своем докладе на Соборе сказал, что наша Церковь должна быть готова к интеллектуальным вызовам современного мира. Этот мир, которому предстоит нести Евангельскую весть о спасении во Христе сегодняшним воспитанникам Московских духовных школ, весьма неоднозначен. С одной стороны, сегодня духовные и нравственные ценности Православия востребованы обществом, авторитет нашей Церкви признается государством, большинство людей в стране считают себя православными. Но, с другой стороны, мир кардинально трансформировался в результате стремительного развития информационных технологий и средств коммуникации, что вызывает повсеместное изменение сознания людей на основе безрелигиозного мировоззрения. Последнее отрицает экзистенциональность греха, а потому раскрепощает греховные наклонности человека, возводит в культ удовлетворение его физических потребностей и подавляет духовные запросы личности. Под его влиянием человек начала XXI века из теоцентричного – обращенного к Богу – превратился в сомацентричного, обращенного к своему телу. Как следствие, происходит отвержение аскетических начал в жизни людей, даже посещающих храм, не говоря уже о невоцерковленной части общества. Вместе с бездуховностью в обществе насаждается образ жизни, сформировавшийся в западных странах, утративших христианскую традицию. Западный человек несмотря на то, что он знает о Христе и Его учении, остается атеистом по своему мировосприятию и жизнедеятельности. Такой практический атеизм сейчас распространяется в нашей стране, где православные традиции десятилетиями целенаправленно истреблялись из жизни людей и общества. Теперь люди могут слышать о Христе и о Его учении, беспрепятственно посещать храмы и читать религиозную литературу, но они не изменяют свою жизнь и по-прежнему остаются чуждыми спасения, совершенного Иисусом Христом.

В наши дни от каждого члена Церкви требуется миссионерское служение, чтобы помочь современному человеку, утратившему Бога, обрести православную веру, преображающую душу и весь строй жизни. Как христианам первых веков, в начале III тысячелетия снова требуется открывать людям неведомую им духовную жизнь – жизнь во Христе. При этом недостаточно лишь ознакомить их с содержанием Нового Завета, необходимо, чтобы основным мотивом их жизнедеятельности стало исполнение всего написанного в Евангелии. Для достижения этой цели, с одной стороны, нельзя допустить, чтобы наше отечественное богословие выродилось в схоластику, в оторванные от жизни нравоучения. Оно должно отвечать на духовные искания людей, живущих в современном обществе. Воспитанникам духовных школ, изучающим богословские науки, необходимо учиться понимать мышление человека сегодняшнего дня, и одновременно быть чистыми от греха (Евр. 4, 15), уподобляясь Христу, Который всегда проповедовал в категориях, понятных для окружающих. Развитие богословской науки, – отметил Святейший Патриарх Алексий в своем докладе, – позволяет нам пребывать в неразрывной связи со святоотеческой мыслью и опытом, и на основании этого глубочайшего опыта отвечать на проблемы современности. Любая студенческая работа – семестровое сочинение или диплом – должна помогать людям в решении стоящих перед ними проблем, используя научный подход, основываясь на Священном Писании и Священном Предании, обращаясь к святоотеческому наследию. Об этом вынес свое определение и Архиерейский Собор, который счел необходимым повышение уровня научной работы, проводимой в духовных учебных заведениях.

С другой стороны, христиане призваны раскрывать вечную истинность Евангелия своей собственной жизнью. Как было сказано в докладе Святейшим Патриархом, воспитанник семинарии, как будущий священник, в первую очередь призван стать духовным руководителем людей. Но только сам живущий по духу Евангелия пастырь способен вести других ко Христу. Духовная школа должна быть школой духовного возмужания. Пусть годы, проведенные в стенах академии и семинарии будут для ее воспитанников периодом приобщения к живому опыту Церкви через укорененный в Евангелии строй жизни, через ежедневный личный подвиг и молитву. Сегодня для каждого учащегося духовной школы первейшей обязанностью является приобретение знаний, ибо кто не знает основательно своей веры, тот бывает холоден и равнодушен к ней и часто впадает или в суеверие, или в безверие, – писал свт. Иннокентий Московский. Но, получая знания, надо стремиться к тому, чтобы они не только обогащали разум, но и реализовывались на деле, воплощались в повседневной жизни, приближали ко Христу. Усвоение жизнью богословских знаний должно способствовать совлечению ветхого человека с делами его и облечению в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его (Кол. 3, 9–10), чтобы по окончании академии или семинарии через церковное служение, духовное подвижничество и весь образ жизни их выпускников Господь привлекал людей в ограду Своей Церкви и приводил их к вечной жизни в Своем Небесном Царствии.

14 октября 2004 года

Архив новостей

2024
Май
пн вт ср чт пн сб вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика