Главная   Митрополит   Выступления   Официальный сайт К...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Официальный сайт Калужской епархии - Митрополит Климент - выступления и речи - Российская семья

Укрепление российской семьи на основе традиционных духовно-нравственных ценностей.

Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента.

Нижний Новгород 14 декабря 2004 года

 

Многоуважаемый Сергей Владиленович!

Уважаемый Президиум Форума!

Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры!

Демографическая проблема в нашей стране в настоящее время волнует разные слои общества. Еще в начале лета этого года Святейший Патриарх Алексий поднял эту тему в своем письме к Президенту Российской Федерации В.В. Путину. В октябре месяце она обсуждалась на Архиерейском Соборе нашей Церкви, и в свете решения Собора прошел в Москве Церковно-общественный форум «Духовно-нравственные основы демографического развития России». И сегодня здесь в Нижнем Новгороде мы собрались, чтобы лучше изучить те демографические процессы, которые проходят в нашей стране. И если говорить открыто, то ситуация с демографией в нашей стране ставит перед всем ее народом реальную проблему сохранения коренного населения от вымирания и от замещения его другим этносом с иной культурой и иным самосознанием.

 

Россия в действительности переживает демографический кризис, который с каждым годом усугубляется. Ежегодно население нашей страны сокращается. Причиной этому являются большая смертность и низкая рождаемость. Вот уже на протяжении 14 лет детей в нашей стране рождается менее 1,5 млн. в год, когда для нормального демографического развития страны необходимо чтобы рождаемость была 2,5-3 млн. в год. Но при низкой рождаемости в нашей стране на 1 родившегося приходится 3 убитых в утробе матери, причем прерывание беременности происходит на деньги налогоплательщиков и тратится на это миллиарды бюджетных денег. И если мы дальше вникнем в демографический процесс в нашей стране, то мы увидим приближающиеся проблемы. Сейчас рабочие места заняты еще теми, кто родился в послевоенные годы, когда был бум рождаемости, но скоро им на смену должны придти молодые люди, родившиеся в девяностые годы прошлого столетия, когда рождаемость была крайне низкая. Тут возникает вопрос: кем заполнять мы будем вакансии? А если смотреть на более дальнюю перспективу демографического развития страны, то факты еще более настораживающие. А именно: те, кто родился в 90-е годы ХХ века и в начале этого века, а рождалось ежегодно чуть более 1 400 000 детей, сколько семей они создадут, и какие будут эти семьи?

Мы часто, когда приближается какая-то проблема, причины ее ищем на стороне, где-то вне нас, вне нашей жизни. Но в данной ситуации причины демографического кризиса находятся в нас, в нашем сознании, в отказе молодых родителей иметь детей. Православная Церковь основной и главной причиной демографических проблем видит в продолжающемся духовно-нравственном кризисе нашего общества. И если эти тенденции сохранятся, то в ближайшие 50 лет Россия потеряет от 30 до 40% коренного населения страны, и будет стоять вопрос о сохранении ее целостности.

Около месяца назад в Москве находилась делегация из Сербии и Черногории. На встрече Святейшего Патриарха Алексия и Президента Сербии и Черногории и Святейшего Патриарха Павла касались вопроса о положении в Косово. Я спросил сербских братиев: какую часть от населения в Косово составляют сейчас сербы? Они сказали: 10% населения, но 5-7 лет назад было 25%. Очень много сербов бежало из Косова от албанцев. Я задал другой вопрос: а какое соотношение сербов и албанцев в Косово было сто лет назад? Они ответили: Все наоборот: 75% сербов и 25% албанцев. Я дальше поинтересовался: А какие семьи у албанцев и сербов? Они ответли: У албанцев, как правило, семьи имеют по 10–12 детей, а у сербов – по 1-2 ребенка и редко 3. Вот корень современных проблем в Косово. Отказ от детей сербов привел к сегодняшней ситуации, когда сербы на своей исторической земле являются меньшеством. Мы же должны спросить себя: Не аналогичное ли происходит в нашей стране. Родители отказываются от детей ради хорошей для себя жизни. А ведь еще в Ветхом Завете Господь говорил: «Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножаться; ибо оставили служение Господу… но Я накажу всех их» (Ос.4,10; 5,2)

Негативная динамика в численности народонаселения России, которая ведет к демографической катастрофе, сформировалась в последнее десятилетие прошлого века, когда в стране наиболее интенсивно и бесконтрольно велась пропаганда безнравственности, когда рушились идеалы прежнего советского строя, и материалистическая бездуховная ментальность общества усваивала новые правила жизни: бери от жизни все, побеждает сильнейший и т.п. При этом было подавлено нравственное чувство народа, а традиционные духовные и нравственные ценности по-прежнему оставались вне его жизни.

В эти же годы на российскую молодежь, которая практически была предоставлена сама себе, обрушилась массированная пропаганда вседозволенности и распущенности. Не только молодежная субкультура, СМИ, видеофильмы и компьютерные технологии, но даже государственная система образования единодушно насаждали в сознание молодежи нормативность порочного образа жизни. Молодым людям, не способным еще давать нравственные оценки, внушалась допустимость и даже необходимость внебрачного сожительства, контрацепции и нетрадиционной ориентации, что физически ослабляло и морально растлевало подрастающее поколение, разрушало установки молодежи на создание семьи, рождение и воспитание детей. В результате в наши дни многие молодые люди не стремятся создавать семью и иметь детей.

Вот почему сегодня недостаточно только ввести законодательные запреты на искусственное прерывание беременности или установить экономическую помощь тем семьям, которые воспитывают детей. В конечном счете все эти меры, при всей их актуальности и необходимости, будут иметь ограниченный эффект на динамику народонаселения и не способны решить демографическую проблему в корне. Признавая важность экономических и социальных факторов, Православная Церковь обращает особое внимание общества и государства на духовно-нравственные аспекты данной проблемы, как на фундаментальные.

Социальные проблемы проистекают из глубокого духовно-нравственного кризиса личности, порожденного тем, что жизнь человека в современном обществе устраивается на основе нехристианского миропонимания. Подавляя запросы духа, он живет ради удовлетворения своих телесных потребностей. Для человека высшую ценность представляют его телесный покой, комфорт и удовольствия. Сомацентричность (от греч. «сома» – плоть) современной жизни, ее гедонизм, отвергающие Евангельскую жертвенность и высшие идеалы бытия, раскрепощают в человеке эгоистические установки и греховные наклонности, которые регулируют его отношение к окружающему миру и к другим людям. Нравственные нормы его поведения определяются исключительно собственной выгодой. Эгоистическое самоопределение личности порождает разобщенность и индивидуализм, от которых страдают и общество, и сама личность, и семья.

Современная семья не выполняет свои функции, она перестает быть опорой обществу. Очевидно, что в дехристианизированном обществе семья, рождение и воспитание детей, благо Отечества – все эти ценности размываются и теряют свое непреходящее значение. Мы должны помнить, что семья возникает не в день свадьбы, она формируется с детства, когда ребенок подсознательно усваивает образ жизни и поведения старших. Материалистическая ограниченность идеалов взрослых, безнравственная среда, негативная информация, которую он получает через телепрограммы, видеофильмы и компьютерные игры, не только напрямую вредят душе маленького человека, но и разрушают его будущую семью, а, значит, подрывают основу общества.

Архиерейский собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в октябре 2004 года, сделал очень важное заявление по демографической ситуации в странах СНГ и Балтии, составляющих ее каноническую территорию. «Народы наших стран, – говорится в его Обращении, – переживают сегодня демографический кризис, выражающийся в катастрофическом сокращении их численности. Мы убеждены, что такая ситуация обусловлена не только экономическими, но, прежде всего – духовными причинами. В первую очередь мы имеем в виду отход от идеалов святости семейной жизни, чистоты отношений между мужчиной и женщиной. Брак, строящийся на христианской любви, на взаимной поддержке друг друга супругами, которые достойно воспитывают детей – вот основа благополучия общества и государства».

Выход из создавшегося положения видится только в обращении к тем вековым ценностям нашего народа, которые сформировали его самосознание, культуру и государственность. В частности, для положительного демографического развития, для воспитания здорового подрастающего поколения людям, особенно молодежи необходимо вернуть православный взгляд на супружество, а общество и государство должны встать на защиту идеалов и нравственных устоев семьи.

Церковь во все времена свидетельствовала о важности брака и святости семейных уз. Существует неправильное утверждение, что в Православии единственным путем достижения спасения является безбрачие. И семейная жизнь, и монашество – это два пути достижения одной цели: соединения со Христом. Многие христиане достигли святости в супружестве и почитаются Церковью как покровители брака – святые Адриан и Наталья, Петр и Февронья. Среди них множество тех, кто не только были супругами, но и имели многих детей – например, святые Ксенофонт и Мария, благоверный князь Димитрий Донской и его супруга святая Евдокия, родители преподобного Сергия Радонежского Кирилл и Мария и многие другие. В 2000 году нашей Церковью была канонизирована целая семья святых царственных страстотерпцев. Святые и известнейшие учителя Церкви, будучи монахами, удивительно ясно писали о браке, составив учение Церкви о семье. Это святители Иоанн Златоуст, Кирилл Иерусалимский, Филарет Московский. Письма монаха-отшельника святителя Феофана Затворника содержат многочисленные и глубокие советы своим духовным чадам, касающиеся семейной жизни. До сих пор эти советы не потеряли свою актуальность.

Брак, по учению Церкви, является соединением людей в единое целое, которое совершается Самим Богом. Это таинство установлено Творцом до грехопадения людей, когда они жили в раю. Создание первых людей – мужчины и женщины описывается в Священном Писании, как дело особого Промысла Божия: И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт. 2; 18, 22). Дважды в Библии повторяется духовный закон богоустановленного Брака: в Ветхом Завете – устами еще безгрешного Адама: потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2, 24); в Новом Завете – Самим Спасителем, Который сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 5–6). Русские люди, принявшие христианский взгляд на семью вместе с Крещением Руси, веками жили в сознании того, что «супружество должно быть одно, как одно рождение и одна смерть».

Долговечность и незыблемость супружеского союза основано и на том положении христианского учения, что Брак таинственно прообразует собой союз Христа и Его Церкви. Еще первым христианам были адресованы следующие наставления: исполняйтесь Духом, … повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5; 18, 21–25). Таким образом, христианский Брак является даром полноты жизни, значимо важным для осуществления супругами своего предназначения – духовного преображения и наследования Царствия Божия. Деторождение есть средство спасения матери: хотя это требование природы, однако, апостол Павел говорит о женщине, что она спасется через чадородие (1 Тим. 2, 15). При освящении семейного союза Церковь молится о многочадии, крепости и нравственной чистоте новой семьи.

При этом еще с апостольских времен супружество рассматривалось как охрана целомудрия, во избежание блуда (1 Кор. 7, 2). В православном мировоззрении понимание целомудрия основано на сознании того, что тело христианина – это храм Святого Духа: Разве не знаете, – пишет Апостол, – что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы (1 Кор. 3, 16–17). Поэтому Брак у всех да будет честен и ложе непорочно (Евр. 13, 4). И сегодня подросткам и юношеству необходимо прививать целомудренные представления о взаимоотношениях полов, воспитывать их в чистоте мыслей и слов, непорочности самого образа жизни. Подобный пример воспитания подала святая Эмилия, про которую сказано: все, что могло оставлять в юной душе впечатления гнилости и смрада нравственного, мать удаляла от взора и слуха юности. Эта святая жена воспитала девять детей, из них пятеро прославлены в лике святых, среди которых святители Василий Великий и Григорий Нисский. Их друг святитель Григорий Богослов так писал о святой Эмилии: вот награда твоему благочестию: слава сыновей твоих, с которыми у тебя одни желания!

Сравнивая приведенные взгляды Церкви на семью с распространенными в современном обществе представлениями, нельзя не признать, что доминирующий в мире нигилизм по отношению к браку унижает достоинство человека и отвергает Божий замысел о нем. Сегодня настал момент, когда мы должны обратиться к вековым традициям крепкой семьи, которыми жили коренные народы, населяющие наше Отечество. Мы должны сделать все возможное, чтобы семья стала опять основой государства, как это было прежде, как это должно быть в здоровом обществе.

Православное сознание дает человеку основу целостного бытия в мире с Богом, с людьми и с самим собой. Православие уничтожает основу себялюбия, признавая единственным нравственным критерием Христа, а целью жизни – соединение со Христом. Оно освобождает человека от необходимости нарушать мир совести в угоду своим греховным пожеланиям или порочным установкам общества, коллектива, компании. Также и все общество, признавая Христа своим центром бытия, освобождает своих членов от необходимости поступать против Его заповедей. Семье возвращается ее духовное предназначение домашней Церкви, объединяющей своих членов в стремлении ко Христу, к достижению духовного совершенства через служение друг другу и обществу. Родители, воспитывая своих детей, как доверенных им Богом для утверждения в добре, могут освободиться от родительского эгоизма и чувствовать себя соработниками Бога, ответственными за сохранение жизни каждого посылаемого им от Бога ребенка, имеющего свое предназначение в земной жизни от Того, Кто дал ему жизнь, как благословение своего супружества и всего общества.

Усвоить предоставленную Спасителем свободу человек не может без подвижничества, без самоограничения в целях подчинения тела и души своей духовной природе. Только через аскезу можно избавиться от дурных наклонностей и приобрести добродетели. Российской семье необходимо возродить аскетические начала –умеренности, трудолюбия, воздержания, терпения, жертвенности, почитания старших, чадолюбия, которые прежде передавались из поколения в поколение от родителей детям. Без них невозможно возродить в обществе ответственность, бескорыстность, верность, доблесть, патриотизм, мужество. Последний Архиерейский собор подчеркнул, что христианский брак является одной из форм социального служения Богу и Отечеству и местом христианского подвига супругов. Только крепкая семья, которая способна взрастить истинных граждан своей страны, имеющих свободу от эгоистических устремлений, предпочитающих общественное благо, а не свою выгоду, может служить основой крепкого общества и сильной России.

До тех пор, пока русский народ сознавал себя хранителем Православия, он свято сохранял его духовно-нравственные идеалы в своей жизни, и не мог признать нормой жизни убийство не рожденных детей, каждый из которых – член народа Божия. Каждый грядущий в мир человек имеет в нем свое предназначение. Сегодня в утробе матери убивают тех, кто мог бы послужить возрождению и славе России – новых Ломоносовых и Суворовых, Пушкиных и Столыпиных, праведников и угодников Божиих, молитвенников за страну и ее народ. Для коренного решения демографической проблемы, сегодня необходимо вернуть в жизнь общества евангельские нормы, воспитывать молодежь в целомудрии, в любви к Богу и служении ближним.

Настало время для того, чтобы Церковь и общество усилили свое влияние на семейную политику. Вопросы семьи должны стать для Церкви таким же важным направлением работы, как и другие области ее социального служения, не менее важным, чем, например, восстановление храмов. Какой смысл иметь храмы, в которые в будущем некому будет ходить? Формы этой работы могут быть различными. Нам необходимо разработать полноценный, качественный и высокопрофессиональный курс семейного воспитания для юношества. В епархиях должны создаваться центры для работы с молодыми семьями и теми, кто готовится вступить в брак. Эти центры должны заниматься вопросами церковной политики в отношении семьи: семейным воспитанием молодежи, распространением духовной литературы о семье и воспитании детей, видеопродукции на эту тему, размещением соответствующих материалов в Интернет и работать со светскими СМИ. Вопросы семьи и брака должны постоянно освещаться в церковной прессе на всех уровнях. Необходимо создавать видео и телевизионные фильмы просемейной тематики. Жизнеописания святых, в которых раскрывается подвиг христианский семьи, должны издаваться не только в традиционной форме церковного почитания – литургически в виде житий, но и в виде миссионерской и детской литературы, использоваться при создании видео- и аудиопродукции. День памяти каждого святого покровителя семьи и чадородия должен быть поводом для разговора о ценностях христианской семьи. Необходимо в приходах проводить специальные мероприятия по укреплению семьи и приглашать к участию в них не только церковную, но и светскую молодежь, светские молодежные организации и учебные заведения.

Много вопросов вызывают современные средства массовой информации. Сейчас почти в каждом доме, почти в каждой квартире есть телевизор и компьютер, за которыми молодые люди проводят значительную часть времени. И эти современные технические средства оказывают большое влияние на формирование личности человека, не только молодого, но и взрослого. Я не буду критиковать и говорить об их содержании, вы лучше знаете, что показывает телевидение, и какое отрицательное воздействие порой имеет реклама. Я обращаюсь к журналистам, ведущим теле- и радиопередач, к представителям газет и журналов: проявите гражданскую ответственность за будущее России, откажитесь от популяризации насилия и разврата в эфире, на экранах телевидения, на страницах печатных изданий. Вы, находясь в провинции, ближе к народу, чем ваши коллеги в Москве, и вы знаете, какую опасность все это несет для России.

Сергей Владиленович, у меня есть конкретное предложение для Вас и руководителей субъектов Федерации Поволжского Округа: увеличьте социальную рекламу, чтобы поднять нравственность, чтобы пробудить в сознании молодежи, что рождение ребенка – это благо, что дети - дар и благословение Божие. Создайте программы по поддержке семьи. Давайте поддержим многодетную семью, у государства есть для этого возможности и средства. Пусть это будет маленький, но всё-таки шаг со стороны государства признания ценности семьи, рождения и воспитания ребёнка.

Сейчас необходимы самые разнообразные церковно-общественные и церковно-государственные инициативы в сфере семейной политики. Любые действия государственных, общественных структур и организаций или СМИ, которые наносят вред семье, нравственному состоянию детей и юношества, не должны проходить незамеченными со стороны общества. Все изменения в области семейной политики, решения и действия чиновников, деятельность педагогов и медиков должны быть ориентирваны на возрождение традиционных семейных ценностей. Каждый принимаемый закон на любом уровне должен иметь своей целью благополучие российской семьи и демографического развития в России.

Все наши совместные усилия должны быть направлены на то, чтобы восстановить в сознании народа теоцентричную иерархию ценностей, на которой основывали свою жизнь многие поколения россиян. Не только миропонимание, но и жизнь человека и всего общества должна быть утверждена во Христе, ибо в Нем раскрывается смысл человеческого бытия: Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его (1 Ин. 5, 11).

Архив новостей

2024
Май
пн вт ср чт пн сб вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика