Социально-психологическое исследование, направленное на изучение отношения обучающихся к курсу «Основы православной культуры» (из опыта работы МКУ «Центр ППМС помощи» города Кирова Калужской области)

Курс «Основы православной культуры» в центре внимания Координационного совета. Выступление на конференции «Основы православной культуры в образовании»

Елена Станиславовна Овчинникова, директор, педагог-психолог МКУ «Центр ППМС помощи»  г. Киров Калужская область

 

Доклад на конференции «Основы православной культуры в образовании» по направлению I «Взаимодействие Церкви и системы образования» XXIII Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии  «Александр Невский – слава, дух и имя России: «дела их идут вслед за ними» (Откр. 14:13)» (г. Калуга, 10 ноября 2020 г., формат он-лайн конференции на платформе ZOOM)

ПВ образовательных организациях г. Кирова и Кировского района в течение 4 лет проводится лонгитюдное социально-психологическое исследование, направленное на изучение отношения обучающихся к ведению учебного курса «Основы православной культуры».Такой курс преподаётся в каждой образовательной организации не только как краткий одногодичный предмет на 34 часа в рамках предметной области «Основы религиозных культур и светской этики», но и как систематический курс по учебно-методическим пособиям на разных уровнях образования.

Исследование организовано специалистами муниципального казенного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Кирова Калужской области. Исследование проводилось ежегодно в октябре-ноябре. Участники исследования: обучающиеся МКОУ «СОШ №1», МКОУ «СОШ №2», МКОУ «Кировский лицей» им. Уборцева Ю.Е, МКОУ «СОШ №6», МКОУ «СОШ №7», МКОУ «СОШ №8», МКОУ «Шайковская СОШ №2», МКОУ «Воскресенская СОШ» им. М.В. Угарова. Исследование проводилось анонимно. В 2019 году в исследовании принимали участие 389 обучающихся (группа респондентов не менялась на протяжении всего периода). Изучение отношения обучающихся к ведению учебного курса проводилось методом анкетирования, вопросы анкеты построены таким образом, чтобы обучающиеся смогли отрефлексировать собственное отношение к курсу, его влияние на развитие и т.д.По мнению известного отечественного православного психолога, доктора психологических наук Веры Васильевны Абраменковой, «сфера духовно-нравственных отношений ребенка представляет собой весьма закрытую от внешнего наблюдения реальность, методы исследования которой неизведанны» [1, с.351].
Задачи исследования:

  • изучение эмоционального состояния обучающихся на уроках курса ОПК, уровня их интереса к предмету ОПК;
  • изучение влияние курса ОПК на личностные особенности обучающихся;
  • определение референтных групп обучающихся;
  • влияния предмета ОПК на формирование качеств личности обучающихся, таких как гуманизм, сострадание, доброжелательность, терпение, милосердие и т.д.;
  • определение преобладания у обучающихся направленности на Другого или на себя (эгоцентрическая направленность).

Методы обработки полученных данных: количественный и качественный анализ. Анализ результатов проведен как по району в целом, так и по отдельным образовательным организациям. Интерпретация результатов исследования позволила сделать следующие выводы:
1. Большинство обучающихся (88% от всех опрошенных) с удовольствием посещают уроки курса «Основы православной культуры». В сравнении с предыдущими годами проведенного исследования данный процент увеличился с 65% (в 2016г.) до 88% (в 2019г.) – на 23%. Снизился и процент обучающихся, которые не хотят посещать данный предмет с 16% (2016г.) до 5% (в 2019 г.). 7% участников опроса затрудняются ответить, как они относятся к посещению данного предмета (в то время,как в 2016 г. этот процент был на 9% выше, т.е. 16%). Также отмечено, что практически во всех организациях наблюдается стойкая положительная динамика в отношении увеличения процента желающих посещать данный курс – 80% и выше на момент завершения исследования.Внутренняя динамика отношения к предмету детально проанализирована для каждой образовательной организации.
2. Изучение состояний, чувств, которые преобладают у обучающихся на уроках данного курса, продемонстрировало, что 80% участников опроса в целом по району в 2019 г. испытывают на уроках учебного курса ОПК интерес, что на 16% выше, чем в прошлом, и на 20% больше, чем в 2016 году. 71% обучающихся испытывают спокойствие и комфорт на данном уроке, 55% обучающихся испытывают на уроках творчество и активность. У 7% опрошенных на данном уроке преобладает скука и безразличие, только 1% обучающихся испытывает на таких уроках беспомощность, а страх не испытывает ни один обучающийся, посещающий уроки ОПК. Анализ результатов по образовательным организациям показал, что преобладающие чувства у большинства обучающихся на уроках – интерес, спокойствие и комфорт (до 80%, и 71% соответственно). Выявленнебольшой процент (до 7% во всех школах) обучающихся, испытывающих на уроках скуку, беспомощность, безразличие. Можно отметить устойчивую положительную динамику в эмоциональном состоянии обучающихся в каждойобразовательной организации. На основе проведенного анализа организациям даны соответствующие рекомендации.
3. Изучение влияния, которое оказывает на обучающихся данный учебный курс, показало, что84% опрошенных отметили положительное влияниена них уроков«Основы православной культуры». Нужно заметить, что данный процент значительно возрос (на 24%) по сравнению с 2016 годом и на 14% выше в сравнении с 2018 годом. По мнению 8% обучающихся, данный урок никак не повлиял на их личность. 7 % опрашиваемых затрудняются оценить особенности влияния на них урока. Наблюдается явное снижение процента обучающих, отметивших отсутствие влияния на них данного курса. По образовательным организациям можно отметить, что от 67% до 93% обучающихся отметили положительное влияние уроков на их развитие.
4. Для 90% участников исследования данный курс является самым главным и основным источником знаний об основах православной культуры.За весь период исследования наблюдается небольшой рост показателей (до 15% в сравнении с 2016г. и на 7% в сравнении с 2018г.). 39% обучающихся данную информацию, в основном, получают от родителей (по годам – 31%, 36%, 42%, 39%, чтокосвенно свидетельствует о возрастающей роли семьи в воспитании ребенка, ориентированной на базовые национальные ценности [2, С.8]), 27% обучающихся – находят в дополнительных источниках (интернет, телевидение, книги), 11% - от представителей Русской Православной Церкви. Анализ результатов по отдельным школам показал, что сохраняется положительная динамика доли обучающихся, получающих информацию об основах православной культуры на данных уроках во всех образовательных организациях.
5.Большинство обучающихся (78%) считают, что знания, полученные на уроках учебного курса «Основы православной культуры»пригодятся в их дальнейшей жизни. Данный процент возрос на 20% в сравнении с прошлым годом. 14% участников опроса затрудняются ответить, пригодятся ли данные знание в будущем, и лишь 8% обучающихся уверены, что знания, полученные на уроках, не пригодятся им в жизни. Положительная динамика наблюдается и по каждой образовательной организации.
6. Изучение референтных групп обучающихся показало, что 95% респондентов в случае трудной жизненной ситуации обратятся за советом к родителям, 58% - за советом обратятся к родственникам (бабушке, дедушке, тёте или дяде), 37% опрашиваемых обратятся за советом к друзьям, 33% - к брату либо к сестре, 30% - к учителям, 17% опрашиваемых обратятся к психологу, 9% - к священнослужителю, 4% обучающихся обратятся к знакомым взрослым. Ярко выраженной динамики по этому вопросу по годам исследования не просматривается. Следует отметить, что ориентация обучающихся на поддержку родственников, семьи в трудной ситуации может являться свидетельством формирования устойчивой установки на семью. Процент обратившихся к родителям возрастал на протяжении всего исследования: 85%, 88%, 93%, 95% соответственно по годам; к родственникам – 35%, 42%, 52%, 58% соответственно по годам; к брату (сестре) – 21%, 26%,29%,33% по годам соответственно.
7. Результаты выполнения методики «Золотая рыбка» [3, с.15]позволили определить долю обучающихся, склонных к выстраиванию таких отношений с окружающими, при которых в приоритете оказываются не собственные, в первую очередь, материальные интересы, а забота о семье, близких, обществе в целом. 20% опрошенных испытывают желание заботиться и помогать своим близким, обществу в целом - 32% обучающихся. У 29% обучающихся преобладают эгоцентрические ценности (спектр желаний направлен исключительно на себя), у 5% - в желаниях преобладают личные материальные ценности. За период с 2016 г. по 2019 г. наблюдается устойчивая тенденция к снижению материальныхжеланий обучающихся (на 8%), при этом увеличение желаний, направленных на ближайшее окружение (по годам – 14%, 15%, 22%, 20% соответственно) и желание помогать обществу в целом (на 5%) (по годам – 27%,28%, 31%,32%). Необходимо отметить важную деталь: среди общего процента обучающихся, выбравших эгоцентричные желания, преобладают желания успешно сдать экзамены (ОГЭ, ЕГЭ), поступить в желаемый ВУЗ на бюджет и найти работу по специальности, что является для данного возраста не просто актуальным желанием, но жизненно важной потребностью для дальнейшей своей реализации и помощи социуму.
8. Изучение того, что оказывает, по мнению самих участников, влияние на их развитие, показало, что 50% обучающихся считают, что основные мероприятия, которые оказали положительное влияние на развитие их качеств (сострадания, милосердия, терпения, доброжелательности и т.д.) – это культурно-массовые мероприятия (поездки с классом, мероприятия в школах, музеях и т.д.). 15% обучающихся отметили, что на их развитие повлияли личные достижения (в спорте, учебе и т.д.). 10% обучающихся связали это с личными событиями (день рождения, праздники и т.д.). 9% опрошенных указали на влияние мероприятий, связанных именно с приобщением к православной культуре (обучение в воскресной школе, посещение храмов, занятие по предмету «Основы православной культуры» и т.д.). Можно отметить положительную динамику в данной оценке (с 7% до 19% к последнему году исследования). 8% обучающихся считают, что на них повлияло знакомство с новыми интересными людьми, 8% участников опроса вспомнили события, связанные с оказанием помощи другим (людям пожилого возраста, животным, птицам и т.д.). 1% опрошенных считают, что некоторые события в семье (появление нового члена семьи и т.д.) также оказали влияние на развитие таких качеств их личности. Только 1% обучающихся не смогли вспомнить о событиях, которые бы могли повлиять на развитие милосердия, сострадания и т.д.
Таким образом, изучение особенностей отношения обучающихся к учебному курсу «Основы православной культуры», организованное в школах г. Кирова и Кировского района, позволиловыявитьпозитивную динамику в восприятии обучающимися данного предмета,его позитивное влияние на их развитие. Кроме этого, исследование позволило проанализировать особенности курса «Основы православной культуры» и наметить пути повышения эффективности его преподавания.
***
Послесловие
После моего выступления прошло какое-то время, и я думаю, что очень важно, в первую очередь для меня, расставить некоторые акценты. Во-первых, хочу выразить благодарность всем, кто задает вопросы. Это позволяет мне еще раз проанализировать свою деятельность по данному направлению, утвердиться или подвергнуть что-то детальному разбору. Когда уже приходишь к каким-то выводам, очень трудно вспомнить, как шел процесс принятия решения. Но для аргументации собственных выборов я это сделаю.
Получив задачу – изучить влияние курса ОПК на обучающихся, можно представить, насколько сложен был для нас этот вопрос. Изучение влияния чего-либо на человека – это задача из разряда трудно решаемых, т.к. влияние, чаще всего, бывает отсроченным. Более того, на личность обучающегося одновременно воздействует множество разнонаправленных факторов, и вычленить именно один в чистом виде достаточно непросто. И речь идет о той стороне личности, которая наиболее сложна в изучении. По мнению известного отечественного православного психолога, доктора психологических наук Веры Васильевны Абраменковой, «сфера духовно-нравственных отношений ребенка представляет собой весьма закрытую от внешнего наблюдения реальность, методы исследования которой неизведанны».
Пересмотрев существующие на данный момент методики (психологические, например, рекомендованы в письме Министерства образования и науки РФ от 2015 года «О совершенствовании деятельности центров»), можно отметить, что очень мало именно тех, что направлены на изучение личностного развития (затрагивающие нравственный компонент) (есть, например, «Кто прав?» Цукерман (учет позиции собеседника), моральные дилеммы Пиаже, дифференциация конвенциональных и моральных норм Туриэля). Есть педагогические методики, направленные на изучение уровня воспитанности и т.д.
Но показатели, полученные по любым методикам, очень трудно соотнести именно с курсом ОПК. Как выделить то влияние, которое оказывает данный фактор, а не, к примеру, семья или воспитательная система школы в целом? Нам же нужно, все-таки, изучить влияние курса на развитие (пусть пока только по мнению самого ребенка). Ведь данный курс – это относительно новое явление в жизни наших школьников. И здесь важно начать с мелочей: с отношения, с состояний и настроений на уроке (иногда курс идет последним уроком, тогда, когда внимание и интерес ослаблены и дети устали), просто с общего вопроса: «Как вы думаете, какое влияние он на вас оказывает?» (ведь, чтобы на него ответить, ребенку нужно мысленно вернуться в этот курс). И это является самым важным: еще раз понять, как и зачем? Детям очень важно понимать, для чего им это нужно. Пока понимания нет – нет и принятия.
Как психолог, я отмечу, что важно помнить об эмоциональном состоянии. Еще Выготский говорил, что «эмоциональная сторона личности имеет не меньшее значение, чем другие». Положительное отношение, интерес к происходящему очень значимо, т.к. обучение новому не может происходить на фоне безразличия и скуки.
Итак, анкета, которая была предложена нашим Центром, состоит очень условно из четырех блоков:
1 блок – вопросы на рефлексию, на выражение собственного отношения к курсу ОПК (включает удовольствие от курса, его влияние на личностные особенности (те, что, определяют действия и поведение человека в обществе, отношение к нему), значимость знаний для жизни, источники информации об основах православной культуры.
Именно этот блок вопросов создаёт условия для первоначальной рефлексии (не говорю сейчас о её глубине). Один замечательный человек сказал: «Вы можете играть с детьми хоть в прятки, самое главное – провести грамотную рефлексию (какую тактику ты использовал, как действовали другие, что тебе больше нравится – прятаться или искать и т.д.). И тогда можно достичь любых целей». А простая трансляция даже самого лучшего в мире текста никогда не принесёт позитивного результата.
2 блок – определение референтных групп. Для обучающихся подросткового возраста очень важны сверстники. Поэтому необходимо знать, к кому школьники будут обращаться в случаях затруднений. Для этого можно включить в предоставляемый выбор любых значимых для целей исследования.
3 блок – методика «Золотая рыбка», которая позволяет определить ценностную ориентацию школьника на себя или на Другого.
4 блок – рефлексия о влиянии произошедшего с ребенком на развитие его качеств (похоже на методику Щурковой Н.Е. «Изучение эффективности воспитательных средств»).
Вопросы – самые обычные. Но надо ли сложнее? Зато материал, который получен при обработке этих простых вопросов – это абсолютный кладезь для внимательного прочтения психологом, педагогом. Здесь много интересной и полезной информации для рефлексии особенностей отношения к курсу ОПК, его влияния. Если, к примеру, по методике «Золотая рыбка» у детей выявлена тенденция преобладания эгоистических установок, а в ответах про ОПК все хорошо, вероятно, что присутствие школьников на уроках – формальное.
Если каждый педагог будет давать детям пищу для размышлений: почему так, а не иначе, зачем, что из этого следует – это самое лучшее, что он может сделать для них. Нужно учить детей думать. И тогда они обоснованно могут сделать правильный выбор, не повинуясь ничьей воле. Как психолог, я всегда стараюсь подвигать детей на размышления, задавая вопросы: «Как вы считаете? Что это значит для вас». Очень надеюсь, что тоже самое будет происходить и на каждом уроке курса ОПК.

Литература:

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие, М.: ПЕР СЭ, 2008. С.351.
2. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личностигражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А. Тишков. Российская академия образования, М.: Просвещении, 2009. С.11.
3. Сборник материалов для педагогов, ведущих занятия по Православной культуре// Екатеринбургская епархия Русской Православной Церкви, 2007. С.15

Презентацию можно скачать здесь

Архив новостей

2024
Май
пн вт ср чт пн сб вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика