6 июля 1812 года в Калуге был озвучен царский манифест, который призывал все сословия империи к оружию и пожертвованиям на войну против наполеоновской армии.
Когда калужское ополчение было готово к выступлению, епископ Евлампий, управлявший в те годы Калужской епархией, привел ополченцев к присяге и произнес напутственную речь. Затем архиерей торжественно вручил начальнику ополчения хоругвь с изображением Калужской Божией Матери с одной стороны, а с другой — святого праведного Лаврентия Калужского.
Во время войны с французами по распоряжению преосвященного Евлампия в Калуге и других городах губернии повсеместно совершались молебны и крестные ходы с прошениями о небесной помощи русскому ополчению.
После победы над Наполеоном в Калуге с новой силой закипело строительство.
Внутренняя отделка Троицкого собора требовала больших средств и продолжалась в течение восьми лет.
Ещё до войны по заказу калужского губернатора Андрея Лаврентьевича Львова в Москве был создан проект великолепного иконостаса в стиле классицизма по рисункам известного архитектора М.Ф. Казакова. Иконостас для Свято-Троицкого собора изготавливался в Москве под наблюдением известного столичного мастера Дмитриева.
К осени 1812 года иконостас был готов, но погиб во время пожара Москвы. Через год Дмитриев вызвался повторить иконостас по прежнему образцу и проводил работы уже в Калуге, что потребовало немало времени.
В сентябре 1816 года Калугу посетил император Александр I. Кафедральный Свято-Троицкий собор всё ещё стоял закрытым. Возглавлявший Калужскую епархию епископ Антоний (Соколов) пожаловался императору на материальные трудности в завершении храма в «честь победы в войне 1812 года», и вскоре необходимые средства были получены из императорской казны.
10 апреля 1819 года состоялось долгожданное освящение Свято-Троицкого собора, которое совершил архиепископ Антоний (Соколов), епископ Калужский и Боровский.
Постройка кафедрального собора обошлась в огромную по тес временам сумму – 200 тысяч рублей.
2 мая 1826 года в калужском Свято-Троицком соборе на литургии побывала императрица Мария Федоровна. В честь этого события в соборе устроено Царское место с образом Марии Магдалины.
Со временем собор в центре Калуги стал ещё и своеобразным музеем победы русских войск в Отечественной войне 1812 года.
Уже с 1813 года в Троицком соборе на особом месте «в рамах за стёклами» была выставлена прославленная хоругвь 1-го Пешего Казачьего полка Калужского военного ополчения с изображением Калужской иконы Божией Матери и святого Лаврентия Калужского. Рядом хранились другие боевые знамёна, в том числе знамя 6-й стрелковой дружины, находившейся в ополчении 1812 года под Данцигом.
Впоследствии в Троицком соборе были выставлены и другие военные святыни.
Из отчёта соборного протоиерея Алексея Колыбелина за 1888 год можно узнать интересные подробности об уголке русской воинской славы внутри собора: «При знамени 1812 года имеется железная, окрашенная масляной краской дощечка, на которой ярко-жёлтой краской сделана такая надпись: «Стрелковой №6 Дружины. Пожаловано июля 27 дня 1855 года. В 1812 году было под Данцигом, в 1855 и 1856 годах было в Крыму».
Знамя Азовского пехотного полка первоначально хранилось в Санкт-Петербурге, но в 1866 году по ходатайству городского общества и по Высочайшему повелению было поставлено в Свято-Троицком соборе в память о геройском подвиге калужанина С.А. Старичкова, спасшего это знамя в 1805 году во время сражения под Аустерлицем.
Подвиг калужанина Семёна Артамоновича Старичкова, ценой своей жизни вынесшего с поля боя знамя своего полка, стал примером воинской доблести и верности долгу для солдат и офицеров российской армии.
Калужане высоко ценили свои военные реликвии. Существовала традиция ежегодно торжественно выносить «знамя Старичкова» из собора для участия в параде, который ежегодно проходил в Калуге 26 ноября (по старому стилю) «в день кавалерского праздника святого великомученика Георгия Победоносца».
В 1899 году калужанам пришлось побороться за то, чтобы «знамя Старичкова» осталась в кафедральном соборе главного города Калужской губернии. Стало известно, что командир 45 пехотного Азовского полка генерал-фельдмаршал графа Головин обратился в высшие инстанции с прошением о передаче «из Калужского собора во вверенный ему полк знамени, спасенного Старичковым». А так как 45-й полк находился под покровительством Его Императорского Высочества Великого Князя Бориса Владимировича, то дело вполне могло решиться в пользу Азовского полка. Это известие взволновало патриотически настроенных калужан.
О ситуации, создавшейся «знамени Старичкова» было доложено императору Николаю II.
В документе, составленном для императора, говорилось: «Калужский Губернатор, с которым я входил по сему делу в сношение, сообщает ходатайство жителей Калуги об оставлении помянутого знамени в Кафедральном Соборе, где оно хранится в силу Высочайшего повеления более 30 лет. За этот период времени жители Калуги сроднились с этим знаменем, берегли его как святыню, и молодому поколению оно всегда служило и служит назиданием, как нужно истинно верноподданному служить Престолу и Отечеству. Население города убеждено, что дарованное милостью Государя не может от него быть отнято, а потому лишиться знамени будет крайне прискорбно городу, который сделал со своей стороны возможным, чтобы вознаградить семью своего земляка Старичкова за его геройский подвиг».
В результате военная реликвия осталась в Калуге. До революции она находилась Свято-Троицком соборе, который для нескольких поколений калужан служил ещё и музеем русской воинской славы.
2024 |
Май |
пн | вт | ср | чт | пн | сб | вс |
29 | 30 | 1 | 2
|
3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 |
© 2012 Калужская епархия. Все права защищены. Вопросы и предложения присылайте на e-mail.
При использовании любых материалов с данного web-ресурса ссылка на информационно-издательский отдел Калужской епархии РПЦ МП обязательна.