В храм вошли два человека: один – фарисей, учитель народа и истолкователь закона Моисеева, который старался прилежно исполнять все предписания и считался праведником; другой – мытарь, сборщик налогов для ненавистных поработителей иудеев – римлян.
Новость об исцелении слепого при входе Спасителя в город моментально разнеслась среди его жителей. Множество людей вышли на улицу посмотреть на Праведника, сотворившего это чудо.
Когда Он подходил к Иерихону, у дороги сидел слепой и просил милостыню. Узнав, что идет Христос, он, несмотря на запрет народа, стал громко кричать: «Сын Давидов! помилуй меня. Иисус, остановившись, велел привести его к Себе... и спросил его: чего ты хочешь от Меня?
Когда Христос вышел из воды, то «отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него». Не небо, говорит евангелист, а «небеса».
«Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово». Но все приглашенные гости, «как бы сговорившись», стали отказываться.»
И вот десять прокаженных видят Христа, идущего в селение. Эта встреча была их единственной надеждой на исцеление. Встав поодаль, они громко взывали к Нему: «Иисусе Наставниче, помилуй нас». Это был вопль отчаяния и надежды: Господь рядом, Он может исцелить.
В это воскресенье в храмах читается Евангелие, в котором повествуется, как «некто из начальствующих» обращается ко Христу с вопросом: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?».
Любовь подвигает человека постоянно делать добро. Отсутствие любви или ложное ее понимание делает человека неспособным на добрые дела. Если же он видит, как их совершает кто-то другой, то всегда находит повод для упрека.
В этот воскресный день Церковь предлагает нашему вниманию притчу о безумном богаче. Один богатый человек собрал большой урожай и, решая, что с ним делать, говорит себе: «Сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись».
В евангельской притче о милосердном самарянине, которая читается в православных храмах в это воскресенье, Господь показывает нам, какой должна быть наша любовь, чтобы наследовать вечную жизнь. Притча эта становится ответом на слова законника, который, искушая Христа, спрашивает: «Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»
Там, где нет Бога, смерть царствует над родом человеческим, и, как это ни парадоксально, ее власть над душой человека сильнее, чем над телом. Совсем недавно мы слышали евангельское повествование, как у ворот галилейского города Наина Христос поднял со смертного одра отрока – к изумлению десятков людей.
Только недавно отгремел уродливый маскарад «хэллоуина», который характеризуется полным отсутствием всякой эстетики и разгулом некрофилии. Эпатаж инфернальных личин, симуляция одержимости – все это может привлечь неискушенного в вопросах духовной жизни человека.
Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16, 19–31), рассказанная Господом в Заиорданье, вызвала большой отклик в роде человеческом. Кто-то истолковал эту притчу в социальном плане, уверяя, что открыта главная суть веры – «вздох угнетенной твари». Святитель Иоанн Златоуст на ее примере раскрывает добродетель милосердия: «Ничто другое не равняется милосердию!».
Важнейшим условием проникновения слова Божия в душу является внутренняя духовная готовность человека к его принятию. На это указывает евангельская притча о сеятеле, которая читается на Литургии в нынешнее воскресенье.
Восточные города всегда были шумными, особенно многолюдно было около их ворот. Одни шли в город по делам, другие, завершив оные, торопились домой. Таким был и город Наин во времена Христа. Итак, повседневная суета и толчея в воротах, однако в тот день необычный Путник торопится в город – Сам Господь Иисус Христос, окруженный народом, приближается к городским воротам. Он знает, какая Его ожидает встреча...
В Евангелии этого воскресного дня читается отрывок из Нагорной проповеди Христа, в котором преподается Золотое правило нравственности: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6, 31).
Евангелие этого воскресного дня рассказывает нам историю призвания первых апостолов. Берег Геннисаретского озера, большая толпа теснится вокруг Христа. Все хотят видеть и слышать Учителя, Который говорит не как другие люди, а как власть имущий, и что самое главное – о жизненно важных для каждого человека вещах.
Когда мы обращаемся к теме голгофских событий, невольно встает перед нашим взором древо познания добра и зла, насажденное посреди рая, которое стало роковым испытанием для человеческой воли. Человек не просто нарушил заповедь, он не справился с самим собой, он разорвал связь с Богом. Уходя от Бога, первые люди гордо держали древко «стяга» самолюбия. Но вместо блаженств рая их ожидало несение креста болезней, бренности жизни.
Евангельское повествование этого воскресного дня предлагает нам притчу о наемных виноградарях, которые проявили дерзость и неблагодарность к своему господину (Мф. 21,33–42). Некий хозяин земли посадил виноградник, «обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился».
Продолжая Свой путь в Заиорданье, Христос благословлял детей, которых приносили к Нему, говоря: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19, 14).
2024 |
Май |
© 2012 Калужская епархия. Все права защищены. Вопросы и предложения присылайте на e-mail.
При использовании любых материалов с данного web-ресурса ссылка на информационно-издательский отдел Калужской епархии РПЦ МП обязательна.