За богослужением в Великую Пятницу мы слышим слова: «Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь». Господин всякого живого начала и создатель всей безмолвной материи, Глава мира невидимых ангельских чинов принимает крестные страдания.
Подходит к завершению Великий пост. За прошедшие шесть недель мы неоднократно слышали призывы Церкви разбить скорлупу нечувствия в своем сердце и подобно блудному сыну обратиться к Богу со словами: «Согрешил, Господи, пред Тобою». Но не всякое сердце прониклось этим духом раскаяния.
"Мы восходим в Иерусалим" - с этих слов Христа, обращенных к ученикам, начинается евангельское чтение в пятое воскресенье Великого поста. Христос грядет на вольные страдания. Он открывает это апостолам, говоря, что «осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним... и убьют Его; и в третий день воскреснет» (Мк. 10, 33–34).
"Приведите его ко Мне. (Мк. 9, 19)" - таким был ответ Христа на просьбу отчаявшегося отца об исцелении сына. На протяжении многих лет он искал помощи у лекарей, но врачи и целители не могли облегчить мучений несчастного.
Удивительное сочетание праздников сложилось в нынешний воскресный день – Благовещение Пресвятой Богородицы и Неделя Крестопоклонная. Вместе с умилительным пением «Архангельского гласа» мы слышим сегодня в храмах строгое, но трогающее каждую душу песнопение «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко».
Прошло уже две недели Великого поста: мы постепенно проникаемся ритмом его молитвенного делания и даже начинаем вглядываться в грядущий «праздников праздник» – Святую Пасху. Идет время, благоприятное для размышления о нашей вере. Какова она и чем значима?
Первое воскресенье Великого поста именуется Неделей Торжества Православия. Этот праздник установлен в IX веке в честь преодоления ереси иконоборчества, когда в Православной Церкви было утверждено иконопочитание. Он называется «торжеством», потому что закончился сложный период борьбы с ересями.
Сегодня никого не удивишь темой Великого поста. О его начале сообщают по телевидению, о нем пишут светские СМИ, рассуждают люди разных профессий. И много наших соотечественников, пусть в разной мере, но стараются соблюдать этот самый долгий и строгий пост в году.
Этот воскресный день именуется Неделей о Страшном суде. Что же такое суд Божий, который ожидает каждого человека? Как понимает его Церковь Христова? Второе пришествие Христово и Страшный суд станут ничем иным, как проверкой соответствия состояния души человека замыслу Божию о нем.
Эти слова являются центральными в известной притче о блудном сыне (Лк. 15, 11–32), которая читается во вторую подготовительную неделю к Великому посту. В ней говорится о том, что у «некоторого человека было два сына», младший из которых однажды потребовал у отца полагающуюся ему «часть имения».
С этого воскресного дня начинаются подготовительные недели к Великому посту. Хотя до его начала еще почти месяц, в храмах уже звучат постовые молитвословия. Эти четыре недели – время духовной настройки человека.
В это воскресение в Евангелии говорится о встрече Христа с необычным человеком: «И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его».
Господь обходит с проповедью города и села. Что же Он встречает? При кажущемся духовном благополучии Его соплеменники являют полное отсутствие веры. Вспомним недавнее евангельское чтение, в котором говорилось о воскрешении дочери начальника синагоги.
Иерихон – древнейший город на земле. Многие события человеческой истории видели его стены. Коснулась его и история евангельская.
В евангельском чтении на Литургии говорилось о человеке, спросившем Христа, как ему спастись. В ответ на слова Христа о необходимости исполнения заповедей, он самодовольно отвечает, что все это выполняет «от юности» своей (Лк. 18, 21).
Проповедь в Неделю 33 по Пятидесятнице, по Богоявлении.
В первое воскресение после праздника Крещения Господня евангельское чтение повествует о том, как Иисус, услышав, что крестивший Его пророк Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и пришел в город Капернаум, где начал проповедовать.
Каждый человек имеет интуицию Вечного, и ощущает неотмирность своего «я», внутреннего человека, как говорит апостол Павел. Обыденность, зачастую не дает поднять нам глаза и осознать, что мы можем по благодати обладать полнотой Вечности, дарованной Богом. Именно этот факт призваны напомнить Святые Рождественские Дни.
Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента (Капалина) на Рождество Христово по окончании ночного богослужения. Год 2013-й.
Однажды Христос вошел в одно селение, и Его встретили десять прокаженных. По причине инфекционности заболевания они не могли находиться рядом с людьми. Остановились вдали и громко взывали: «Иисус Наставник! помилуй нас».
12 ноября 2011 года.
Сердечно поздравляю всех Вас с событием освящения нового монастырского корпуса, который был построен при поддержке губернатора Калужской области Анатолия Дмитриевича Артамонова, усердием и попечением благодетелей данной обители, при постоянных молитвах матушки Игумении и сестер монастыря.
2024 |
Апрель |
© 2012 Калужская епархия. Все права защищены. Вопросы и предложения присылайте на e-mail.
При использовании любых материалов с данного web-ресурса ссылка на информационно-издательский отдел Калужской епархии РПЦ МП обязательна.