Троицкий собор глазами Гоголя и его современников

Troitskiy iconostasЛетом 1849 года по приглашению Александры Смирновой-Россет, жены калужского губернатора Н.М. Смирнова, Калугу впервые посетил русский писатель и драматург Николай Васильевич Гоголь. 

Увидев панораму города с правого берега Оки, Гоголь назвал Калугу «малым Константинополем». Не исключено, что на такое сравнение писателя навёл византийский купол Свято-Троицкого собора в окружении прочих златоглавых церквей.Панорама города Калуги с правого берега Оки

В середине XIX века в Калуге имелось от тридцати до сорока действующих церквей и четыре монастыря в черте города. Все калужские храмы были каменными. 

В списке калужских церквей, составленном в середине ХIХ века, на первом месте стоит: «1. Троицкий собор трех-престольный. При нем домовые церкви: 2. Богословская. 3. Никольская». 

Каким же было здание Свято-Троицкого собора глазами Гоголя и его современников, то есть в середине XIX века? 

Кафедральный Свято-Троицкий собор был со всех сторон обнесён тесно примыкающей к стенам колоннадой, на углах располагаются пилястры (вертикальные выступы стен, условно изображающие колонны). В промежутках между колоннами, в верхней части были помещены священные изображения небольших размеров. 

Боковые входы собора украшали фронтоны (треугольные завершениям фасада здания) на шести колоннах, во фронтонах имелись росписи на темы Священной Истории. 

Купол выполнен в византийском стиле в форме полушария, внутренний диаметр которого составляет 16,75 метра (наружный – 19,95 метра). Высота внутри храма от пола до купола составляет 36 метров. 

К Троицкому храму примыкала четырехъярусная колокольня высотой около 83 метра. Свято-Троицкий собор

Первый ярус колокольни выполнен с портиками на четырёх колоннах с каждой стороны. В угловых углублениях колокольни расположены колонны с капителями. Колокольню венчает длинный шпиль. 

С точки зрения архитектурного стиля, здание Свято-Троицкого собора Калуги представляет собой сочетание классицизма и ампира. 

Воображение калужан и города поражал уникальный иконостас Троицкого собора, выполненный по рисункам известного архитектора М.Ф. Казакова. 

Иконостас Свято-Троицкого собора по проекту Казакова представлял собой искусное архитектурное строение в стиле ампир. 

Он относился к типу распространенных в ту эпоху «низких» иконостасов со сложным многоплановым построением. Среднюю часть иконостаса занимала выдвинутая вперед перед полуротондой триумфальная арка с царскими вратами. 

В проёме арки алтаря иконостас был высотой около восьми метров и имел множество замысловатых лепных украшений. 

По воспоминаниям современников, весь интерьер Свято-Троицкого собора, выдержанный в стиле зрелого классицизма, был необычайно светлым. Роспись собора была частичной. Стены собора были отделаны искусственным мрамором розового цвета с небольшим лепным пояском по периметру храма. 

Пол был выстлан чугунными плитами с заводов Демидова. В центре собора висела громадная хрустальная люстра, изготовленная на стекольном заводе Небольсина. Купец Чернов выписал из Англии часы, которые поместили на колокольне Свято-Троицкого собора. 

При третьем калужском губернском архитекторе Николае Фёдоровиче Соколове окончательно достроили последние корпуса Гостиных рядов и здания Присутственных мест, в одном из которых расположилась духовная семинария. 

Таким образом, со второй трети XIX века Троицкий собор стал ещё и главным «учебным» храмом для будущих священнослужителей.  В Свято-Троицком соборе хранились множество старинных икон, в том числе и список с чудотворной иконы Калужской Божией Матери — святыни Калуги.

Архив новостей

2024
Апрель
пн вт ср чт пн сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика