Главная   Новости   Новости за 2019 год:   О "молящемся ...

Новостная хроника Калужской епархии:

О "молящемся человеке в казачьей культуре" рассказывает руководитель Отдела по взаимодействию с казачьими подразделениями протоиерей Сергий Сосков

О "молящемся человеке в казачьей культуре" рассказывает руководитель Отдела по взаимодействию с казачьими подразделениями протоиерей Сергий СосковСтатья протоиерея Сергий Соскова, магистра педагогики, аспиранта кафедры Теории и истории культуры института социальных отношений Калужского Государственного университета им. К.Э. Циолковского раскрывает значение концепта «человек молящийся» в контексте традиционной Православной культуры. Концепт «человек молящийся» обосновывается с позиции правильной, недеформированной трансляции казачьей культуры России и её духовности. Автором видеться единственный и основной путь преодоления кризиса культуры, в том числе казачьей, через возрождение духовности личности.

«Концепт "Человек молящийся" в самобытной казачьей культуре»

Жизнь современного человека в религиозной, социальной, психологической, научной и других сферах бытия личности, неразрывно связана и обусловлена пространством человеческой души, её ритмами и энергией. В поле этого взаимодействия, в силу различных связей и исторического осмысления показывает себя Российская культура, ярко обнаружившая себя «на рубеже» - «Запада и Востока», католичества и православия в напряженном противо- или взаимодействии которых взору исследователя виден залог «всеединства мира». Жизнь и перспективы социума во многом определяют и зависят от степени постижения включенности земного бытия в сферу Божественного, соотношение которых определяет направление и перспективу формирования мировоззрения и принципов развития культуры общества в различных формах её проявления.

Соотношение материального и духовного начал в исследованиях культуры позволяют раскрыть динамику и типы культуры, как системного образования (П. Сорокин), определить направление её развития, цикличность и перспективу.

Полемика западников и славянофилов о путях развития отечественной культуры в начале XIX века дала начало философского осмысления культуры. Определяя синтез процессов «мысли» и «воплощения», философия культуры, как наука, раскрывает многогранность бытия и его форм. Интерпретирует такие феномены, как «Творец и творение», «воплощение мысли в сущностную оболочку», «существующее и грядущее» и пр. концепты деятельностного подхода. Генезис философской мысли ставит сегодня главную методологическую проблему: «Возможность научного обоснования философского прозрения будущего и границы этих возможностей».

Исследуя религиозную ситуацию современного общества мы наблюдаем ряд трансформаций культуры, определяющих её переход от секулярной к постсекулярной.

Важной и актуальной проблемой в таких условиях трансформаций культур на передний план выступает определение места и роли человека в социокультурной перспективе, которая характеризуется преобладанием рыночной «экономической идеологии» и формирования новых, оторванных от традиционных оснований идентичности человека.

Новые вызовы современности, «экономический прорыв» как главная государственная и идеологическая проблема на сегодня, изменяют религиозную жизнь человека и её основания культурно исторического преемства, и привносят серьезные изменения в культуру личности и социум.

Наиболее реально сегодня ощущается в обществе угроза «возможности слома культуры», характерная поздним индустриальным обществам, где нет места культу и культура становится экономическим событием. «Культура изначально была земледелием, в котором жизнь вырвали от смерти (Жак Деррида. Нет культуры без культа предков. /Derrida, Jacgues:Aporien (1998). S.77/). Особенности социокультурного опосредования отношений человека с Богом (Абсолютом) приобретают вполне конкретные характеристики в условиях рыночной культуры.

«Новое экономическое сознание» и его факторы в общественной и личной жизни человека приводит к формированию новых моделей культурно-исторических типов личностей: «человека экономического», «человека толерантного», «человека культурного», «человека религиозного», «человека молящегося». Концепция последнего, в социокультурной жизни сегодня, требует поиска новых способов его существования и построения религиозной жизни с учетом новых экономических и социальных феноменов современности без отрыва от традиционных культурных корней.

«Человек молящийся» в социокультурной перспективе не утрачивает своей религиозности, духовности и актуальности, но обретает новые формы религиозной идентичности такие как «хранитель религии», «хранитель духовности», «хранитель традиционной культуры» или «хранитель культуры предков», если остается в рамках традиционной недеформированной культуры.

Переживая последнее столетие, Русский народ пережил множество войн, революций, советскую эпоху с её красным террором, гонения, голод и разруху. Русский народ ходил под властью царя, под жесткой рукой советской власти и её гегемоном КПСС, пережил Путч (нем. Putsch) и ГКЧП, подвергся воздействию либеральных идеологий, и смирился с демократическими преобразованиями в обществе и рыночной экономикой. В надежде на экономический прорыв современной системы «ожидает» квантовый компьютер и «сытую спокойную жизнь» в будущем, если таковое наступит.

Но наиболее страшным и болезненным потрясением для русского человека стала потеря своей православной Веры, своей русской идентичности и самобытности, своей духовности. Имея возможность путешествовать, пересекать океаны и континенты, каким только богам не кланяется наш современник, предавая веру своих предков забвению, забывая заповеди Божии и своих потомков. Трансформированная материалистической идеологией культура нашего Отечества, измененная идеология и сознание породили глубокий кризис в обществе во всех сферах его бытия. Социокультурная перспектива российского общества многими учеными и мыслителями видится мрачной и унылой. Попытка возродить культурные и духовные традиции в обществе приводит к переосмыслению традиционной культуры и создает новые модели жизни социума. Создается попытка сотрудничества науки и религии в решении глобальных проблем Российского государства.

В современном обществе традицию сильно потеснили СМИ, медиа пространство, школы, университеты. Они выступают основными каналами передачи прошлых знаний. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, вкусы, взгляды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. По сфере распространения традиции могут действовать во всём обществе или только в отдельной области общественной жизни, характеризовать отдельные группы людей, семьи, но очень редко или почти никогда отдельных индивидов.

В начале традиции передавались неосознанно – через научение и подражание. С усложнением культуры они воспроизводились уже осознанно и оформлялись словесно. Если традиции существуют десятки и сотни тысяч лет, они могут превратиться в социальный институт. В социологии традицию понимают именно как механизм воспроизводства социальных институтов и норм, когда необходимость сохранения этих норм оправдывается самим фактом их существования в прошлом.

Традиция выполняет ряд культурных функций: 1) устанавливает преемственность культуры; 2) служит каналом хранения и передачи информации и ценностей от поколения к поколению; 3) выступает механизмом социализации и инкультурации (понятие инкультурация подразумевает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре людей); 4) выполняет селективную функцию отбора подобающих образцов поведения и ценностей» [1, с. 312].

Понимание особенностей того или иного народа всегда связано с пониманием и изучением его исторического прошлого и его культуры. Наша повседневная жизнь сохраняет лишь некоторые звенья, фрагменты традиционной культуры.

Для русской культуры исторические потрясения 1917 г. разъединили общество на два мира – православный и светский. Православный мир наиболее полно сохранил традиции русского народа, уклад жизни, ценностные ориентации, свою традиционную систему воспитания, основанную на Заповедях Божиих и героическом подвиге своих героев и Святых. Традиции светского общества наиболее отдалились от исконных, поддавшись влиянию западной философии и культуры, идеологии, своего взгляда на традиционные ценности.

«Традиция», как феномен, определяется «общим», единым основанием — это то, что обобщает, соединяет народ. Это «единое», «общее», «особенное» само идентифицирует общность, выделяет данную общность от других.

Понятие традиции многогранно. Традиция находится в детерминирующем действии прошлого на настоящее, корректируя и определяя (сохраняя) будущее. Традиция выражает жизнь прошлого на настоящее и на будущее [2].

Традиция служит для передачи не только знаний, методов исследования, но воссоздаёт социальную среду.

Духовное сознание российского народа, оторванное от «питающих корней» - своей культуры, духовности, ищет формы сохранения. Являясь стержнем всей сферы человеческих отношений и деятельности, сила традиции удерживает общество в пространстве культуры.

В народе сохраняется только та традиция, которая помогает человеку, очищает его от дурного, украшает жизнь, которая сохраняет истинные ценности и являет красоту, помогает возродить добродетельную жизнь.

Такой феномен культуры, не взирая ни на какие превратности судьбы, сегодня нам являет «казачья культура», по сей день, сохраняя симфонию и единство духовной жизни, военного ратного подвига и любви к Отечеству земному и Небесному, проявляющуюся в различных формах служения. Как особый этнос, казачий народ сегодня с особой заботой хранит заветы своих предков и пытается возродить свои традиции и духовность.

Мы будем говорить о православной традиции, так как жизнь казачества неразрывно связана с Православием и служением Церкви и Отечеству. Понятие «православной традиции» мы будем использовать как средство воспитания личности, её персонализации, самоидентичности. Такая традиция сохраняется в Священном Писании, житийной литературе, в былинах, сказках, пословицах, сказаниях [3].

Не все традиции в современном обществе могут быть применимы, так как некоторые противоречат современным законам и норме жизни. Говоря о казачьих традициях, необходимо раскрыть сущность понятия «казак» и «казачья культура».

Казак - взрослый представитель особого многоплеменного этноса – казачьего этноса (казачьего народа); Казак родовой (природный) – знающий не менее трех поколений предков-казаков по мужской линии (отца, деда и прадеда). Казак, знающий четыре и более поколений, является казаком старинного рода. Казак - представитель особого казачьего сословия, существовавшего в Российской империи до 1917 года; рядовой казачьих войск; член казачьей общественной организации (общины, станицы, объединения); вольный, свободный, никому неподвластный человек (в фольклоре и литературе); в малороссийском (украинском) языке (диалекте) – «козак» [4].

Первопроходцы, защитники традиций и народа Российского, казаки сохранили вековые традиции, казачий дух, уклад жизни до самого последнего времени. Будучи народом православным, бережно сохраняя и почитая православные традиции казачество как народ, претерпело в годы безбожной советской власти жестокие гонения и репрессии. Как передают донские старики, передавая историю о страшных событиях на Дону, вода в реке Дон была красной от крови невинно убиенных и несла в море множество тел расстрелянных и зарубленных шашками казаков, отказавшихся присягнуть безбожной советской власти.

Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» от 16 июля 1992 года № 3321-1 [5] полностью реабилитировало казачество и создало необходимые условия для его возрождения как исторически сложившейся культурно-этнической общности.

До нашего времени дошли лишь отголоски мощной культуры Казачества, сохранившиеся в литературе, преданиях, летописях, казачьих песнях и поэзии. Что-то утеряно и предано забвению. Но известны основополагающие принципы возрождения казачества и его традиций.

В основе казачьего быта лежал общинный строй равноправных людей. Всё управление общиной (хутором, станицей, войском) осуществлялось на выборных началах. Общины создавались по «профессиональному признаку», в данном случае людей объединяло общее занятие – война во всех её проявлениях и особое отношение к казачьей воле. Будучи территориально приграничным, казачество объединило в себе профессионализм обрабатывать землю, вести хозяйство и совершенствовать боевую выучку, противостоять внешнему врагу.

Проведённый нами анализ моделей построения казачьих обществ позволяет сделать выводы. : 1. . высшая ценность родовых принципов обязывала каждого казака думать о чистоте собственного духа, красоте души и крепости тела, главных «виновников» здорового потомства; забота о добросовестном выполнении своего профессионального долга – воина и защитника, а также воспитание молодых сородичей-казаков в духе православных казачьих традиций умножали казачью доблесть рода; 2. . возрастное разделение казачьей общины позволило сохранить преемство поколений, передать казачьи традиции напрямую и контролировать процессы воспитания и обучения казачат; 3. . проживание казачьих семей компактно, родство профессий всего хутора (станицы) способствовали эффективной передаче и совершенствованию профессиональных знаний и умений из поколения в поколение; всеобщая мобильность, боевая слаженность, вооружение казаков, строгость казачьих законов, позволили искоренить преступность в своём обществе, противостоять агрессии инородных.

Такой эффективный комплексный подход помог сохранить казачий народ и его культуру и до наших дней.

Основой казачьего народовластия служит соборность Соборность (поня[6].) Соборность — это приоритет коллективного над част¬ным, бескорыстия над стяжательством. Соборность как высшее чувство духовной общности способствовала проявлению таких нравственных качеств личности, как твёрдая вера, верность слову и долгу, органи-зованность и дисциплина, открытость, жертвенность, широта души, удаль¬ство и пр.

Нравственные качества личности, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственную куль¬туру [7].

Казачий этнос имеет особую, веками складывающуюся материальную и ду¬ховную культуру. Традиции, складывающиеся не одно десятилетие и пере¬дающиеся из поколения в поколение, сопровождали казаков всю их жизнь.

Учитывая особенности деятельности казачества, можно выделить пять основных типов традиций: православные (религиозная жизнь казачьего общества); культурные (включают в себя все традиции культурной жизни казачьего общества); бытовые (семейные, сельскохозяйственные, и пр.); воинские (связанные с передачей боевого опыта и казачьего духа); обычаи.

Оценивая важность Православной веры в истории и культуре Российского казачества, доктор исторических наук Матвеев О. В. говорит: - «В системе ценностей Кубанского казачества исследователи - казаковеды первое место справедливо отводят Православной вере. Помимо основного своего мировоззренческого значения, Православие пронизывало многие стороны жизни казачьего войска, станичной общины, семьи [8]. Сегодня история Православия кубанских казаков стала возвращаться из забвения» [9]. Педагогический аспект православной казачьей культуры понимается нами как возрождение и воссоздание традиций православия, приобщение нового по¬коления к системе православных базовых казачьих ценностей. Православные базовые казачьи ценности - православные духовные идеалы, основные нравственные нормы, моральные установки, базирующиеся на культурно-исторических традициях казачества, передаваемые от поколения к поколению, обеспечивающие возрождение казачества, его активное и успешное участие в модернизации современной России [10]. Приобщение новых поколений к православной культуре становится актуальным педаго¬гическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Основой воспитательной традиции Российского казачества является Православие.
Попытки возрождения и развития современного казачества России со стороны государственных структур, общественных институтов и казачьих обществ проводят достаточную, на наш взгляд, работу. Немалую работу проводит сегодня и Русская Православная церковь, окормляя казачьи общины, кадетские корпуса и другие православные общества, в том числе и за рубежом. Возрождая форму, структуру, помогая финансово и на законодательном уровне казачьим хозяйствам, на сегодняшний день мы наблюдаем разрозненность между самими казаками по разным причинам: реестровые, не реестровые, городские и хуторские. общественные и пр. различия. На фоне различных проблем возрождения Российской казачьей культуры и её развития, очевидным на наш взгляд становится главная задача, восстановить Богопочтение в душе каждого казака.
Эта нелегкая задача лежит в основании казачьей культуры, непосредственно связана с возрождением казачьего духа, о котором сегодня много говорят и много пишут. Богопочтение, как внутренняя добродетель православного казака, да и любого православного человека основывается на Вере, Надежде и Любви – основных столпах (главных добродетелях) Православной Веры. Именно из глубин личности, его внутренних структур, рождается христианская живая вера, твердая и неизменная всюду уверенность в бытии Бога, всего того, что сообщает нам Божественное Откровение. «Се есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога и Его же послал еси Иисуса Христа» (Иоан.17.3). Истинная вера возбуждается в нас Благодатию Духа Святого, поэтому она дар Божий (Рим. 12.3; Еф. 2,8). Именно истинная вера, как сердечное убеждение лежит в основе былой казачьей доблести и славы. И сегодня главной нашей задачей, казака или просто россиянина, стоит задача создать условия нашего духовного возрождения как личности.
В дореволюционной России, в культуре казачьей этому деланию отводилось центральное место. Богопочтение внутреннее и внешнее в своем единстве и гармонии воспитывалось родителями и наставниками в каждой казачьей душе.
С Богопочтением внутренним соединяется и Богопочтение внешнее, и как в земной жизни человека для души необходимо тело, так для Богопочтения внутреннего необходимо внешнее. Слово «необходимо» является главным. В область понятия Богопочтения внешнего входят: общественное служение Богу, домашнее поклонение Ему в духе и истине, благоговейное почитание всего того, что относится к области Богопочтения внешнего, исполнение обязанностей, налагаемых Законом Божиим и установлениями церковными, а для казака особых обязанностей, возложенных на него Кругом и Отечеством. К особым видам Богопочтения можно отнести исповедание веры, клятва, обеты (Клятва не противна христианской религии, если она употребляется не легкомысленно и служит удостоверением истинности тех или иных слов и действий.).
Особым деланием в деле духовного возрастания и спасения христианина служит молитва. По существу, своему молитва есть беседа христианина с Богом, служит средством к образованию сердца (души) человека. Имеет свои степени: 1. молитва телесная; 2. молитва внимательная; 3. сердечная молитва, молитва чувства. Все эти степени есть ступени одной духовной лестницы возводящей душу к молитве умной, сознательной, сердечной как дару Духа Божия. «Велика сила молитвы, и она более всего приносит Духа Божьего и ее удобнее всего всякому исправлять...» (Прп. Серафим Саровский). «Молитва есть вместилище или поприще всей духовной жизни, или самая духовная жизнь в движении и действии...» (Святитель Феофан Затворник).
Сегодня важно помнить слова Иисуса Христа «искать прежде всего Царствие Божие», а не остальное приложение, иногда возводимое в «смысл жизни» и ранг страстей.
Рассматриваемый нами концепт «человек молящийся» (Homo orantes) помогает нам исследовать проблемы возрождения Православного казачества, уклада его жизни и путей возрождения духовной культуры в социокультурной перспективе. Концепт «человек молящийся», исследуемый нами как феномен, сегодня является стержнем, недостающим звеном, я бы сказал каркасом, помогающим в возрождении духовного казачества, как народа и его культуры. Внешняя форма казачьей жизни, пусть даже в той форме общественных богослужений, праздников, казачьих фестивалей, научных конференций в которой сегодня строят свою деятельность казаки и их семьи, дети и кадеты, будет пустой формой, если не наполнится Духом Божиим через жизнь в Церкви Христовой, молитвой и добродетельной жизнью.
«Человек молящийся» является критерием преемства и эталоном правильной трансляцией казачьей этнокультуры, получившей серьёзные трансформации материалистической идеологией советской эпохи, приведшей нас к глубокому кризису в обществе сегодня. Являясь утерянной концептуальной моделью Российской культуры, и казачьей культуры в частности, «человек молящийся» служит основанием симфонии жизни духовной, как среды, казачьего уклада, основания или колыбели воспитания личности - и жизни общественной, государственной, семейной сохраняющей все культурные базовые национальные ценности в их динамике и развитии.
Каждому, со школьной скамьи известно определение, данное наукой человеку «Homo sapiens», что по латыни означает «человек разумный». Поэтому единство концептов «человек разумный» и «человек молящийся» в их гармонической связи и развитии, на наш взгляд, обогатит науку новыми понятиями и позволит вновь обратиться на путь постижения вечного, не забывая о простых явлениях жизни, к пониманию её существа на основе гармонично воспринимаемого прошлого во благо целостной культуры настоящего.
Связь рассматриваемого концепта «человек молящийся» необходимо рассматривать в непосредственной связи с молитвой, как души обращенной к Богу, с её ритмами, энергией, свойствами в рамках православной традиции. Реализуя в своей жизни замысел Бога о человеке, православный христианин не только осознает себя носителем образа Божия, но видит смысл своей жизни в достижении Богоподобия. Такая деятельность обогащает культуру, наделяя её как суперсистему особым способом восприятия мира и отношением к нему, пронизывает одним основополагающим принципом, проверенным тысячелетней историей человечества, сохранившей базовые ценности в их иерархической согласованности.
По сей день сохраняют актуальность слова античного философа Сократа напоминающему нам заботиться о душе: «Стоя перед судом, Сократ говорит: "Я люблю вас, господа афиняне, но повиноваться буду больше Богу, нежели вам, и, покуда дышу и в силах, отнюдь не перестану философствовать... Знайте, так велит Бог, и я думаю, что никогда у вас не было большего блага в городе, чем мое служение Богу: ведь я брожу, ничего иного не делая, как убеждая вас, и молодых, и старых, ни о теле, ни о деньгах не заботиться ни раньше, ни столь же сильно, как о душе, как бы возможно лучшей была она"[11].
Принимая и осознавая лично, принимая как разумное существо, подаваемое нам от Бога благо возрастания духовного, путь каждого казака, проходит той же стезёй, что и прп. Серафима Саровского, прп. Сергия Радонежского и всех святых Церкви Божией. Ум христианина, согласно аскетическому учению, может возрастать в четырех стадиях, соответствующих определенному духовному возрасту человека. Каждая из этих стадий отражает состояние души, и каждое связано с определенным видом молитвы, доступному человеку на данном этапе: словесный, умный, сердечный, созерцательный. По замечаниям опытных духовных наставников, в духовной жизни нет топтания на месте: ты либо преуспеваешь, либо «скатываешься вниз». Процесс этот непрерывный и соразмерен нашему земному бытию.
Каждый казак знает поговорку, услышанную от своих стариков, что «самое тяжелое занятие – это Богу молиться и воспитывать детей». Где взять грешному и немощному человеку силы? На этот вопрос даёт ответ святитель Игнатий Брянчанинов в своих сочинениях: «Бог есть единый источник всех истинных благ..., Он для человека все: сила сердца его и свет ума его; Он благую мысль дает ему, уничтожает уныние и оживляет дерзновение; Он покой и радость; Он его вера, надежда и любовь; Он, пища его, питие, одежда; Он жизнь для человека, его дыхание и освящение. Как мать бывает всем для младенца, так и Господь всегда готов даровать человеку необходимое в достижении им спасения. Но чтобы стать достойным Божиих милостей, человеку нужно приготовить себя к этому. Ведь и земледелец не бросает своих семян в твердую почву, а предварительно распахивает ее, делает рыхлой. Так и верующий для принятия Божественных даров должен расположить свою душу, должен сам искать этих даров, просить их у Господа. Средством ко всему этому и служит молитва. «Она есть ключ к небесным сокровищам», «посредница между Богом и человеком, лестница, соединяющая небо с землею, творение с Творцом» [12].
Станем же на этот путь, помолясь Господу и благодаря Его за то, что мы казаки!

Список использованных источников
1. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. – М.: Академический проект, 2000. С. 312.
2. Кривощеков А.И. Обряды и обычаи оренбургских казаков / А.И. Кривощеков // Вестн. Оренб. учеб. округа. - 1915. — № 1,2, 3,4, 5, 6,7. 108.

3. Геннадий Коваленко 1. Бог, Вера, Душа в казачьих пословицах и поговорках. Литературный клуб. Российский союз писателей. [Электронный ресурс]: Проза.ру. - https://www.proza.ru/avtor/gennadiykazak
4. Традиции и обычаи казаков. Всеукраинская общественная организация «Православное казачество». [Электронный ресурс]: URL: http://vgopk.org/publ/obychai_tradicii_nravy_kazakov/tradicii_i_obychai_kazakov/8
5. Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» от 16 июля 1992 года № 3321-1.
6. Православие-RU. Православный информационный портал. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravoslavie.ru
7. Чепиков В.Т. Теоретические и методические основы про¬цесса воспитания нравственных качеств личности младшего школь¬ника: автореф. дисс. д-ра пед. наук / В.Т. Чепиков, Моск. гос. откр. пед. ун-т. - М., 1998. - с. 230, С. 3.
8. Бондарь Н.И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанского казачества. Ч. 1. XIX — начало ХХ в. // Из культурного наследия славянского населения Кубани / Под ред. Н.И. Бондаря. Краснодар, 1997. С. 4.
9. Концепция Русской Православной Церкви по духовному окормлению и поддержке казачества. 2015, С. 4.
10. Концепция традиционного духовно-нравственного воспитания, развития и социализации, обучающихся в казачьих кадетских корпусах. – М.: Ставрополь: Ирбис, 2013. – 36 с.- С. 5.
11. Цитата по П. П. Блонский. Философия Плотина. Алекс Боу. Электронный ресурс: https://www.proza.ru/2012/09/22/795.
12. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 140.

 

Архив новостей

2024
Апрель
пн вт ср чт пн сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика